Что посеешь, то и пожнешь…

Сельское хозяйство нам поможет. Дожди прошли, снег еще не выпал, а потому в аграрном секторе в октябре приключилась эра благоденствия: рост экономики составил 26,3% в годовом выражении. Все это в итоге благоприятно скажется на годовой динамике ВВП – эксперты HSBC называют прикидочную цифру от 1,3 до 1,8%.
Росстат, собственно, в эти рамки и укладывается. Добавив показатели розничного рынка, оборот которого в октябре прибавил 3,5%, статистики рассчитывают, что в итоге годовой рост ВВП составит привлекательные 1,5%, а то и больше.
На бумаге все это выглядит гладко. Но как только появляются овраги в виде экспертных мнений, благоденствие российской экономики (даже с учетом октябрьских тезисов) перестает казаться таким уж очевидным. Например, то же сельское хозяйство. Динамика в этом секторе носит временный характер, и эффект от него в скором времени сойдет на нет. А рост оборотов торговли специалисты объясняют девальвационными настроениями населения.
Проще говоря, люди опасаются падения курса рубля и стремятся вложить имеющиеся у них деньги в покупку импортной техники или одежды. Отсюда и рост продаж на рынке непродовольственных импортных товаров. К тому же сказывается существенный рост потребительского кредитования. В октябре его объем вырос на 30%. И тут кроется еще одна подстава: кризис неплатежей, конечно, многим представляется пугалом, но только до тех пор, пока рано или поздно не рванет. И тогда очень многим придется заняться сельским хозяйством, и хорошо, если не на уровне собирательства съедобных корешков.
Главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик указывает, что фундаментальных факторов для устойчивого роста ВВП нет. Причина в закостенелости промышленной стагнации в РФ и ухудшении динамики экономики в целом. Кроме того, продолжается существенный спад на инвестиционном рынке. Темпы падения капвложений в основные фонды выросли с 1,6% в сентябре до -1,9% в октябре (минус 1,2% вместо ожидаемых 0,5-0,4%). Продолжился рост безработицы: с 5,3% в сентябре до 5,5% в октябре. Высказываются опасения, что к концу года ее темпы могут увеличиться до 6%.
Очевидно, чтобы преодолеть негативные тенденции, необходимо найти причины. Наиболее распространенная точка зрения звучит так: наша деловая жизнь переживает трудные моменты по причине глобального кризиса, охватившего мир. Российские власти предлагают испытанную, но, к сожалению, абсолютно неэффективную формулу: сосредоточиться на достижении макроэкономической стабильности, сбалансировать торговый баланс, победить инфляцию. Все это, по их мнению, создаст благоприятные показатели для привлечения в страну денег и роста инвестиций, что в конечном итоге обеспечит долгожданный экономический рост.
В ноябре Банк России опубликовал свои изменения в проекте основ денежно-кредитной политики до 2016 года. В нем глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что Банк России будет осуществлять таргетирование инфляции. На человеческом языке это означает, что главной целью своей деятельности ЦБ видит снижение инфляции.
Некоторые эксперты согласны с такой позицией. Аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин полагает, что ключевым долгосрочным фактором, который будет способствовать росту экономики РФ, сейчас является снижение уровня инфляции: «Дело в том, что в конечном итоге это должно привести к снижению процентных ставок и повышению доступности кредита для компаний и населения. В целом нынешняя позиция правительства и политика ЦБ по таргетированию инфляции должна этому способствовать».
Однако последствия политики уменьшения инфляции за счет сокращения денежной массы и увеличения кредитных ставок трудно назвать однозначно положительными. Во всяком случае, на состоянии дел в промышленности ее результаты скажутся не лучшим образом. Да и на финансовые показатели страны они тоже повлияют скорее негативно. Сжатие внутреннего финансового рынка, недоступность отечественного банковского кредита заставят бизнес искать источник денег за рубежом, что неминуемо обернется увеличением долгов корпоративного сектора нашей экономики. В таких условиях даже незначительное падение цен на нефть вызовет сильнейший экономический кризис в стране. Нечто подобное мы уже проходили в 2008 году, когда государству пришлось выкупать долги, сделанные на Западе отечественным бизнесом.
«Стоит напомнить, что все книжные либеральные новации, реализованные Медведевым – Дворковичем, от реформирования милиции в полицию до устранения так называемого административного давления на бизнес, полностью провалились, – возражает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. – Реальная жизнь, мягко говоря, отличается от либеральных университетских учебников. Плюс у каждой страны своя специфика. Россия – не Западная Европа и не США». По его мнению, вместо так называемых реформ нужна промышленная политика, «твердая и эффективная государственная рука». «Промышленная политика – это не только госинвестиции, но и инвестиции госкомпаний, которые работают в наших конкурентных в глобальном мире секторах – ВПК, нефтегаз, атомная промышленность. Однако пока единого плана действий здесь нет», – поясняет Александр Разуваев.
Выходит, что даже теперь аграрный сектор огорчил, когда вместо неурожая выдал сносные результаты. И даже если капуста со свеклой оказались реальными, экономический рост, на который они намекнули, судя по всему, окажется мнимым. Надо бы поспрашивать глав наиболее успешных совхозов, чем таким они поля удобряли, что вдруг все получилось. Может, и для роста ВВП сгодится?
Комментарии читателей Оставить комментарий
Обращение без обратной связи бессмысленно, конечно же.
Да, я автор, и я читаю комментарии к моим материалам. Не всегда уверен, что нужно отвечать, но если обращаются напрямую ко мне - считаю, что будет дурным тоном - оставить Ваш комментарий без реакции.
Ваше замечание в какой-то мере справедливо. Действительно, сложно сходу вспомнить действия правительства, которые бы оказали очевидный положительный эффект в российской экономике. И даже те, которые, казалось бы, должны были наладить дела хоть как-то, нивелировались отвратительным их исполнением.
Фраза, которую вы упомянули, конечно же - не настаивает на том, что все остальные действия были исключительно полезными. Не исключаю при этом, что подобное толкование она допускает (хотя мне так не кажется).
А насчет вложений в российскую экономику - вы не вполне правы. Примеры вхождения капитала в несырьевую часть - есть. И, полагаю, продолжат появляться. Поскольку на подходе новая генерация бизнеса (сформировавшаяся после периода первоначального накопления капитала). И они как раз настроены на долгосрочные вложения (чтобы не быть голословным - назову первых, кто пришел в голову - "Мираторг" в Брянской области).
Спасибо за внимание.
Это да. Квалифицированные, высокоплачиваемые. Разрешено нанять 200 лётчиков мигрантов.
Виктор Васильевич, Вы в курсе, что одним из первых своих указов Ельцин ввергнул (по иному не скажешь) страну в Бреттон-Вудское соглашение? Раньше у нас был госбанк, а сейчас он центральный. И напечатать он имеет право столько национальной валюты, сколько её обеспечено ДОЛЛАРАМИ! Вот так, как-то.
Так кто имеет эмисионный доход?
Вы уверену, что обращаетесь к члену кооператива "Озеро"?
Во как! А правительство, глупое фисирует рост экономики на уровне статистической погрешности, т.е. не более 1,8% и говорит о его замедлении. И это при реальном падении производства (несыьевого).