Пицца вместо ракет: как в Америке подыскали мирную службу для беспилотников. Часть 2

Говорят, что в США на заре компьютерной эпохи самая эффективная реклама персональных ЭВМ звучала так: «Они не слишком изменят вашу жизнь». Этот слоган подошел бы и бизнес-беспилотникам. Мало какое новшество бывало для американцев столь же спорным, как использование автономных летательных машин в коммерческих целях. Возражений нашлось множество.
Беспилотные курьеры однажды обязательно начнут сталкиваться или просто сыпаться на головы прохожим. В касках, что ли, теперь ходить? А ведь пострадавшие уже есть: в ноябре сбесившийся БПЛА врезался в крейсер «Ченселорвилл», ранив двух человек. Все, что пока удалось придумать, – вот такие мягкие ограничители для винтов, чтобы при падении машины на человека травмы были минимальными.
Впрочем, операторам и так предстоит отбиваться от судебных исков граждан, недовольных барражированием и гулом машин. Страховые компании наотрез отказываются признавать новый сегмент рынка и возмещать ущерб, который беспилотники однажды начнут причинять людям, имуществу и друг другу. В целой Америке пока обнаружился всего один страховщик, готовый платить премии на уровне миллиона долларов. Зависимость от погоды будет огромна: курьер на метро доставит вам заказ и в дождь, и в снег, а беспилотникам придется целыми днями ждать солнца и штиля. Это, кстати, весомый аргумент против идеи использовать БПЛА для связи с зонами стихийных бедствий: старый добрый вертолет явно управится лучше.
Еще одна проблема – хакеры. Торговлю по воздуху еще не наладили, а в интернете уже работает популярный в узких кругах портал SkyJack, где выложены инструкции по взлому беспилотных систем. Значит, на подходе – категория воров-перехватчиков, которые будут заманивать к себе чужие заказы. Ладно еще, если в их лапы попадется грошовый восьмимоторник с пиццей. А если это будет нагруженный ценностями гигантский дрон модели 777, который сейчас разрабатывает «Федэкс»? Защита от всех этих неприятностей, конечно, возможна, но неизбежное в этом случае удорожание беспилотников может лишить смысла их коммерческое применение.
Пострадает тайна частной жизни, а это на Западе весьма деликатный вопрос. Поставил на беспилотник камеру – и шпионь за кем хочешь, хотя бы и под видом торговца. Для организованной преступности тут тоже простор. Хочешь – занимайся заказными убийствами или гоняй по городу конкурентов-мафиози на манер военных «Предэйторов», которые отстреливают по пустыням талибов. Хочешь – вози кокаин через границу или открывай подпольную контору по доставке нелегальных товаров, купленных в интернете.
И все-таки администрация США постепенно уступает. В следующем году FAA откроет шесть площадок для испытаний беспилотников, чтобы понять, как встроить их в нынешнюю систему регулирования полетов. Конкурс приличный: заявки на открытие таких площадок подали сразу 24 штата. Больше других стараются Калифорния и Оклахома: и там, и там немало предприятий аэрокосмического комплекса. А в следующем году в США может появиться регламент использования БПЛА массой менее 25 кг – это самая востребованная на рынке категория. По прогнозам федералов, в 2017 году в американском небе будут жужжать 10 000 беспилотников разом.
Однако легкой победы у беспилотной коммерции не будет по причине своеобразной правовой шизофрении. Покуда одни американские власти готовятся включить беспилотникам зеленый свет, другие зажигают красный – и все это в одних и тех же регионах. Федеральные законы о беспилотниках противоречат местным, ну а местные – друг другу. Что бы там ни утверждал Вашингтон, а 9 штатов США ввели строгие запреты на применение беспилотников частными лицами или правоохранительными структурами, причем в Айдахо они запрещены и тем, и другим. В 42 штатах сейчас разрабатываются новые законы об ограничении использования беспилотных систем, и тут доходит до курьезов.
Дух старой Америки еще жив, на горе инноваторам. Две недели назад городок Оленья Тропа (598 душ, штат Колорадо) чуть было не вынес на референдум закон, дающий право сбивать федеральные беспилотники, буде таковые объявятся в его небе. Горожане, заранее раздраженные назойливыми машинками, хотят не просто бить из ружей и винтовок всякие там коптеры, но и получать за это премии. Охотнику надо будет представить властям детали поверженного врага, и тогда он получит 25 баксов за крыло или фюзеляж, и 100 – за более-менее целый аппарат с федеральными регистрационными номерами. Плебисцит в Оленьей Тропе ненадолго отложен: окружной суд сейчас выясняет, не нарушает ли эта идея законодательство США…
Комментарии читателей Оставить комментарий
Если это доведут до ума,то и доставку почты можно будет обеспечивать.
Как я понял, конверсионные дроны будут сбрасывать груз на территорию фазенды заказчика. Пицце это может быть и ничего, а если клиент вискаря захочет?
Под видом доставки пиццы Пентагон отрабатывает тактику массированного применения беспилотников,управления крупными авиасоединениями, нанесение выскоточных ударов, отработка всепогодных решений, да и борьба с хакерами позволит решить вопросы устойчивости к воздействию вероятного противника. Нет милитаризму!!!
Ну,разве что так.
Пусть лучше чистое небо, бесполетная зона над городом, чем сыпящиеся с неба беспилотники, летающие в интересах торговцев пиццей, фаст-фудом и проч.
Кто будет согласовывать полеты беспилотников в городах, когда их будет миллионы? Кто будет отвечать за их техническое состояние?