Погром как средство азиатской конкуренции

Жаркой выдалась эта неделя для китайского бизнеса во Вьетнаме. Жаркая в прямом смысле: по стране прокатилась волна поджогов и погромов китайских предприятий. Счет убитым идет на десятки, а раненым и арестованным – на тысячи. Так две страны продолжили на суше спор, который начали на море.
7 мая, оспаривая друг у друга необитаемые Парасельские острова, где КНР вознамерилась добывать нефть, суда двух стран пошли друг на друга, словно в морском бою. Вьетнамская береговая охрана мешала установке буровой платформы КНР, китайцы отгоняли противника. Закончилась битва лихим тараном в исполнении китайского судна, и в тот же день в Ханое начались организованные антикитайские митинги. Разгулялись вьетнамцы быстро. Их многовековую неприязнь к ханьцам подпитывать особо и не надо, и за неделю они перешли от демонстраций к погромам и убийствам. Власти реагировали вяловато: в среду они начали выводить на улицы дополнительные подразделения полиции и брать китайский бизнес под усиленную охрану, но было поздно.
К тому времени в двух провинциях Вьетнама нападениям подверглись до 500 иностранных компаний, в первую очередь китайских; 15 предприятий пылали. Тысячные толпы разнесли сингапурский технопарк под Хошимином и вьетнамско-сингапурский индустриальный парк в провинции Бинь Дуонг, где, помимо китайских, работают компании из Японии, Южной Кореи и Сингапура. А ведь это главная витрина Вьетнама для иностранных инвесторов, которые считают технопарк VSIP чуть ли не единственным успешным иностранным инвестпроектом в стране.
Сингапур даже отдаленного отношения к спору не имел, но толпе было недосуг разбираться. Не вьетнамские надписи на заводе? Не вьетнамские. Ну и получайте! Китайский бизнес теперь массово останавливает фабрики. Одним из первых работу во Вьетнаме приостановил крупнейший в мире производитель спортивной обуви «Юэ Юэн», поставщик компаний «Адидас» и «Найк». Китайцы, которых во Вьетнаме уже избивают на улицах, сотнями бегут из страны кто на чем может.
Апогеем антикитайских бунтов стал разгром и разграбление строящегося на юге Вьетнама металлургического комбината тайваньской компании «Формоза Пластикс». Там погибли 16 китайцев и 5 вьетнамцев, около 100 человек угодили в больницы. Чтобы вы поняли масштаб: комбинат с собственным портом и электростанцией на 2150 мегаватт, который предполагалось запустить в 2020 году, должен был стать самым мощным во всей Юго-Восточной Азии. Вложили в него 20 миллиардов долларов. Правительство Вьетнама ограничилось переброской дополнительных сил полиции и призвало погромщиков «проявлять патриотизм мирно».
Компании из Тайваня, главным образом металлургические и химические, приостановили работу во Вьетнаме на неопределенный срок. Тайвань тоже претендует на Парасельские острова, но в недавних морских баталиях он не участвовал и пострадал совершенно напрасно. Толпа просто увидела китайские иероглифы, ну а в том, Пекин это или Тайбэй, разбираться было недосуг. Дело дошло до того, что призывать к спокойствию Вьетнам и Китай пришлось США.
Китайцам отплатили их же монетой: кто, как не они сами, сделал популярными булыжно-палочные методы экономической борьбы и решения территориальных споров? В 2011 году, после очередного обострения конфликта с Японией из-за островов Сенкаку, по КНР прокатилась волна погромов японских заводов и фабрик, которые иногда проходили при попустительстве властей, а иногда были ими спровоцированы. Случайно или нет, но от «стихийного протеста» досталось в первую очередь японскому автомобилестроению, которое китайские автогиганты давно уж не прочь подвинуть в сторону на собственном рынке. «Тойота», «Хонда» и прочие потеряли десятки миллиардов долларов на восстановлении порушенного и на приостановке производства, а товарооборот между Пекином и Токио в следующем году просел на 12 миллиардов долларов. По всем статьям Япония тогда потерпела больший ущерб, чем Китай.
Теперь та же картина и во Вьетнаме. Китайский бизнес быстро наращивал присутствие в стране, которую иногда относят к «наследникам Китая»: за прошлый год инвестиции из КНР выросли почти всемеро – до 2,3 миллиарда долларов. Прекратить экспансию китайцы не могут и будут вынуждены мириться с ущербом. Ведь местные госкомпании будут рады заменять их партнерами из других азиатских государств. Вот только добром такие победы не кончаются. Вьетнам не Китай: репутацию надежного и выгодного места для переноса производств он еще не вполне заслужил, и иностранные инвесторы сейчас явно в недоумении. Товарооборот с Пекином у Ханоя будет снижаться, а экономические потери китайцев никак не помогут Вьетнаму в споре за Парасельские острова. Наоборот, именно там КНР может нанести соседу ответный удар.
Да и Китаю неплохо бы поостеречься: нефть из спорного архипелага может выйти для него золотой. И дело не только в ущербе от вьетнамских погромов. Агрессивное давление Пекина толкает его соседей в распростертые объятия Соединенных Штатов, которые не устают заявлять о своем возвращении в Азию и этим сплачивают вокруг себя страны региона. Речь идет о внешней политике США, нацеленной на создание сети окружения или сдерживания Китая, о чем Штаты и намекают Вьетнаму. Не зря во время недавнего азиатского турне Барака Обамы Филиппины вновь пригласили к себе американских военных. И не просто так Япония сделала еще один шаг к превращению в полноценную военную силу: Токио расширил сотрудничество с НАТО, а в скором времени разрешит Силам самообороны участвовать в зарубежных операциях.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Молодцы!
Исчезла из интернета главная страничка Китая из Википедии, как-то всё там так умудрились поперемешать, что для того, чтобы данные о государственном устройстве, размерах территории, плотности населения на квадратный километр надо историю страны поизуать или поперелистать кучу информации, или вообще лезть и смотреть в другие источники.
Ну у меня, к примеру, книжечка толстенькая "Атлас мира" для этого есть.
А у других(?)
При этом, помнится, много погибло. Вьетнамцев 20 000, а китайцев аж 60 000. Вьетнамцы побоевитей оказались.
Что Китай, что Вьетнам активнейшим образом осваивают Америку. В прошлом, работающим тормозом на пути вьетнамской экспансии, являлись южновьетнамцы, вывезенные из Сеула в Калифорнию в количестве ~900.000 человек. Дело доходило до погромов и смертоубийства легализующихся выходцев из коммунистического Вьетнама, для защиты последних привлекалась даже американская нац.гвардия. Теперь помнящие прелести т.Хо Ше Мина отправились в большинстве своем, в иной, лучший мир, и накал противостояния спал. Началась интеграция вьетнамцев, в единую диаспору, с постоянным подтоком из якобы "ПепелКлоасаСтучашегоВСердце" Вьетнама. Причем треть новых эммигрантов - члены тамошней правящей партии. Помнится была гонка вооружений, теперь идет гонка роста численности и экономической мощи диаспор в Америке - китайской, вьетнамской, филлипинской, арабской. И несмотря на внешние приметы колонизации Америки инородцами, таковой она не является. Скорей это вроде парламента, в коем различные этнические фракции и группировки, пытаются максимально наростить свое число и влияние. Это и объясняет, почему поставляющие эммигрантов "метрополии" не будут, ни сбрасывать американский $, ни всерьез поддерживать оппонентов Америки. Зачем противостояние, когда диаспорные хвосты, будут пытаться перехватить управление американской собакой. Без представительства - нет налогов. Представительсто есть - диаспоры, налог - поддержка долларовой системы. РФ из схемы выпадает - налог платим, а диаспору не используем, ибо предатели.
Очень просто. США натравливают страны АТР против Китая, вмешиваются в его двухсторонние связи с соседями, в том числе выступают на стороне Японии в конфликте её с Китаем из-за островов.
Читай чаще новости и поймешь.