«Сила Сибири» – хороший повод для размораживания тарифов монополий

То, что «Газпром» под мегапроект «Сила Сибири» попросит у правительства денег, и немалых, стало понятно сразу. Вопрос был лишь в том, за чей счет будут строить. Повторный отказ Минэкономразвития повышать тарифы на внутренний газ на 3-4% выше запланированного уровня для финансирования «Силы Сибири» убеждает как раз в обратном.
Позицию министерства экономики в минувшую пятницу повторно озвучил его глава Алексей Улюкаев. «Я не вижу ровным счетом никаких оснований для того, чтобы увеличивать индексацию тарифа. Состояние компании («Газпром». – Прим. KM.RU) финансово устойчиво», – заявил министр.
Собственно, министерство экономики и стало инициатором заморозки тарифов инфраструктурных монополий на 2014-2016 годы. Позднее было решено зафиксировать тарифы только на 2014 год, а в последующие годы корректировать их с учетом инфляции. Больше всего это предложение не понравилось, естественно, самим монополиям. Но, похоже, у них появился шанс.
В июне этого года Минэнерго и топ-менеджмент «Газпрома» выступили с предложением пересмотреть ограничение роста тарифов на газ с 2015 года уровнем инфляции, которая, по прогнозам Минэкономики, должна составить 6%. Новая схема выглядела следующим образом: с будущего года цены индексировались бы на уровень «инфляция + два процентных пункта», в 2016-м – «инфляция + три процентных пункта», в 2017-м – «инфляция + четыре процентных пункта». Если этого не сделать, до 2030 года «Газпром» будет обеспечен собственными средствами на инвестиции только на 53-54%, подсчитали аналитики монополии.
Заместитель Улюкаева Сергей Беляков тогда заявил, что его министерство будет стоять на своем: «Есть решение о том, что тарифы на ближайшие 3-5 лет индексируются на уровень инфляции предыдущего года. Они не пересматриваются именно для того, чтобы не порождать ощущения, что государство непоследовательно в своих действиях, и чтобы не увеличивать нагрузку для экономики в целом и для отдельных предприятий и секторов экономики».
Впрочем, глава «Газпрома» Алексей Миллер опроверг заявление своих коллег. По его словам, менеджмент компании не обращался с просьбой изменения тарифов для финансирования «Силы Сибири». Речь шла о предоставлении определенного преференциального режима для проекта, то есть об обнулении налога на добычу полезных ископаемых.
Но преференции – хорошо, а деньги – лучше. В том, что «Газпром» без труда добьется обнуления НДПИ на добываемый газ, никто не сомневается, но, видимо, попутно «Газпром» решил осторожно прощупать ситуацию, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. «Вдруг правительство даст слабину и предоставит дополнительную преференцию? Именно этим обусловлена осторожная позиция компании: официально Миллер все отрицает, но прощупать почву в таких делах никогда не бывает лишним», – рассуждает эксперт.
Нужно учитывать и тот факт, что лишь спустя два месяца после подписания 30-летнего контракта о строительстве газопровода «Сила Сибири» проект подорожал более чем на 20%. На прошлой неделе глава Администрации Президента РФ Сергей Иванов заявил, что строительство газопровода «Сила Сибири» оценивается уже в 60-70 миллиардов долларов. Прежняя оценка составляла 55 миллиардов.
Естественно, восточные партнеры не останутся в стороне: в июне китайская CNPC обещала «Газпрому» аванс в размере 25 миллиардов долларов. Хорошим подспорьем могли бы стать госсредства, о которых в начале июня говорил президент Путин, поручая правительству и Минфину подумать о докапитализации «Газпрома» за счет золотовалютных резервов страны. Однако финансисты денег не дали. Глава ведомства Антон Силуанов 18 июня заявил, что не видит необходимости в докапитализации газовой компании.
Управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов полагает, что у «Газпрома» достаточно ресурсов для самостоятельной реализации проекта. В течение последних пяти лет «Газпром» получал порядка 35 миллиардов чистой прибыли в год. «На начало текущего года компания имела 272 миллиарда перераспределенной прибыли, – подсчитал аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. – Полагаю, частично эту сумму можно пустить на финансирование строительства «Силы Сибири».
При необходимости монополия могла бы привлечь долговое финансирование – например, в Азии, благо высокий кредитный рейтинг это позволяет. Являясь крупнейшей компанией по величине запасов природного газа, «Газпром» имеет рейтинги на уровне Baa1 от международного агентства Moody's Investors Service, BBB- от Standard & Poor's и BBB от Fitch Ratings.
Но в том-то и дело, что «Газпром», как и любая другая монополия, кровно заинтересован в непрерывном повышении тарифов. «Это позволяет особенно не экономить на затратах и продолжать жить на широкую ногу, – говорит Дмитрий Адамидов. – А то обстоятельство, что в процессе нынешнего раунда лоббирования упоминается «Сила Сибири», не должно вводить в заблуждение».
Директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов уверен, что «Газпрому» удастся добиться индексации тарифов вплоть до 10%. «Выручка, которая может выпасть из-за различных вопросов, связанных с транзитом через Украину, будет компенсироваться за счет повышения цен внутри страны. Кроме того, условия китайского контракта оказались не самыми выгодными для «Газпрома»: цена на газ будет достаточно низкой. Дополнительных финансовых вливаний требует и увеличение издержек «Газпрома» в связи со строительством газопровода «Сила Сибири» и усилением конкуренции с «Роснефтью» за право эксклюзивного пользования газотранспортной системой. Поэтому мы вполне можем ожидать увеличения тарифов», – считает эксперт.
Схожее мнение у директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева: «В принципе, решение о заморозке тарифов было неправильным... Так просто проблема ускоренного роста тарифов не решается. После заморозки всегда наступает разморозка, и она бывает болезненной. И болезненность в данном случае выражается в том, что темпы индексации бывают выше, чем ранее запланированные. То есть просьба о более высоком уровне индексации – это следствие решения о замораживании тарифов».
По мнению эксперта, решение заморозить тарифы принималось во многом для того, чтобы справиться с инфляцией, однако оно не дало ожидаемого эффекта. И этот факт может стать веским аргументом «Газпрома».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Например Зубкова с Сердюковым а вам жалко
да нет, это просто неуемная жажда прибыли, свойственная монополисту, и не имеет отношения к украине - был бы бесплатный газ на украину или нет, роли не играет
Уже есть оценки, и не из ВШЭ притом, что этот самый "контракт столетия" может оказаться для России только окупившимся, а не прибыльным, а при некотором раскладе и убыточным.
Т.е. нацдостояние на выполнение контракта (строительство трубы, разведка, прокачка) - потратит все те деньги, которые получит по контракту. Это все равно, как если-бы человек тратил на поездку до работы всю полученную на этой работе зарплату.
Т.е. через "н-цать лет" - опять-же N-миллиардов кубов газа будут проданы, и под землей будет пусто, а деньги, полученые от продажи - будут потрачены на то, чтобы продать этот-же газ.
А что? "эффективненько".
Как то и не сомневался,что за бесплатный газ для Украины мне платить. На счет "Силы Сибири" и повышения тарифов. Обыкновенное воровство из карманов. Уголовный кодекс. Газпрому не хватает денег. Верю. Рецепт от Сталина. Внутренний заем - облигации. Под государственные гарантии, возможно, и больше денег население бы принесло. Бы, как всегда мешает.
Ага, а на работе с нас требуют сознательности, креативности, работоспособности! Ввели "стимулирующие" надбавки, смех сказать... И - долбят, долбят, долбят... В нашем городке 2 года назад из-за таких вот долбёжек закрылась целая организация, т.к. сотрудники отказались работать и все до одного написали заявления об увольнении. Ну, их и уволили! И лавочку прикрыли.