«Наше подворье – это продолжение жизни»

Пока под этими словами вряд ли подпишется большинство селян. Сегодня труд на крестьянском подворье не дает той отдачи, которая бы позволяла семье жить безбедно, растить и учить детей. И потому в последние годы пустели, приходили в негодность хозяйственные постройки на крестьянских дворах. Еще немного – и канула бы в небытие целая отрасль, оставленная без помощи государства – личное подсобное хозяйство. Хотя, по логике, оно могло стать прибыльным бизнесом, а не средством выживания.
Основа приусадебного хозяйства – животноводство. И не все селяне в трудные времена поставили на нем крест. В Октябрьском районе сохранили животноводство и в коллективных хозяйствах, а сейчас помогают развивать эту отрасль и фермерам, и частникам дают возможность подняться. У районной администрации концепция такова: животноводство – это не только бизнес. Это – образ жизни.
Перемены
на окраине
Семья Пониделко живет на окраине поселка Каменоломни. С недавних пор на их подворье тишину нарушает не только крик забияки-петуха. Здесь и поросята повизгивают. Может, горожан такое нарушение тишины и возмутило бы, а крестьянский слух – радует. Елена Петровна и Виктор Петрович – пенсионеры, но сидеть, сложа руки, не привыкли. Зять Николай Казанцев и внук Максимка – первые помощники.
Мы приехали к ним вскоре после того, как на подворье опоросились две свиньи. Розовые малыши лежали рядком в теплых чистых загонах. Сараи построены из нового шлакоблока, никаких времянок, все капитально, основательно. Видно, что люди выбрали занятие не на один сезон.
- В прошлом году в районном фонде развития малого предпринимательства мы взяли сначала кредит – 50 тысяч рублей. Построили сарай, купили свинью, хрячка. Вернули долг, нынешней весной взяли еще один кредит – уже 200 тысяч, расширились, еще свиней закупили. Вот и начало зарождаться семейное дело.
- Не боитесь, что снова цены на свинину упадут, и не просто хозяйство придется сворачивать, а еще и долги солидные возвращать? Это уже что-то вроде банкротства.
- Мы отступать не собираемся. Думаю, что и правительство должно принять меры, чтобы селяне взялись за животноводство. И если им помогут, так же, как и нам, то у всех получится, - уверен Николай Казанцев.
- Для нас наше подворье – это продолжение жизни, - говорит Елена Петровна. – И реальная перспектива зарабатывать, жить хорошо, внука растить.
На День работника сельского хозяйства семье Пониделко районная администрация вручила диплом за успехи в развитии животноводства. Так вся семья дорожит им, как великой наградой. В кои-то веки труд на личных шести сотках властью замечен и отмечен. Значит, действительно другие времена наступили.
Возрождение Киреевки
Александра Васильевича Копылова - главу крестьянско-фермерского хозяйства «Виктория», можно записать в ту, пока малочисленную команду фермеров, которые взялись возрождать животноводство. Хутор Киреевка когда-то был вторым отделением племзавода. После него остался заброшенный комплекс. Кому он был нужен, если говядину принимали живым весом по 18-20 рублей за килограмм? Александр Васильевич откровенно признается, что взялся тогда за животноводство под нажимом, можно сказать, даже давлением министра сельского хозяйства Василенко, который хотя сам понимал, что плетью обуха не перешибешь, но каждого пытался убедить не хоронить животноводство. Как земляка подводить? Теперь Копылов и сам доволен. Правда, до победы еще далеко, но… У него 100 голов крупного рогатого скота, 30 коров, 500 свиней. А главное, он не сомневается, что за животноводством будущее. Животноводческий комплекс выкупил, реконструкцию ведет, собирается увеличивать поголовье свиноматок. К тому же в хозяйстве – свой инкубатор, гусят выводят, всю округу молодняком обеспечивают. И опять же хуторянам дело нашлось. Когда начинал заниматься животноводством, было в КФХ 16-18 постоянных рабочих, сейчас – 36. А зарплата у них около восьми тысяч. Вот вам и бедное крестьянское хозяйство.
Правда, сейчас наступают трудные времена, когда и доходов нет, и расходы велики.
- Купили в Зимовниковском районе 20 телочек и быков мясной породы, решили сделать упор на мясное скотоводство. Но ведь пока от них отдача пойдет, надо четыре-пять лет ждать, - говорит Александр Васильевич.
Вложили все в пшеницу и подсолнечник, взяли «КАМАЗ», «Дон», сеялки, трактора, на год закупили солярку, по лизингу заплатили. Вышли к концу года по нолям. И были бы у Копылова финансовые проблемы, да тут как находка – свиньи: они-то растут, каждый день вес набирают. Вот и денежки для того, чтобы весной работы в поле вовремя начать, не дожидаясь займов.
Нужна своя «монополия»
Последние пять лет учхоз «Донское» живет за счет свиноводства. Каждый месяц от реализации получают 2,5-2,7 миллиона рублей. Этих денег достаточно, чтобы выплатить все обязательные платежи. Правда, не хватает средств на то, чтобы перейти на содержание скота по голландской технологии. Но дело не только в средствах, но и в гарантированном рынке сбыта.
- Хозяйство у нас племенное, лицензионное, есть возможность продавать ежегодно около трех тысяч голов свиней, причем таких, которые в дальнейшем будут давать хорошее потомство. Но этот потенциал мы используем только на 15-20 процентов. В спросе на племенных свинок и хрячков образовался настоящий провал. Но все-таки я думаю, что свиноводство в области поднимется на такой уровень, когда хозяева будут с точностью до одного дня рассчитывать периоды откорма, когда племенные животные, дающие высокие результаты, будут востребованы, - говорит директор учхоза «Донское», доктор наук, профессор Иван Васильевич Капелист. - Вот потому мы и наращиваем поголовье, готовим кадры, привлекаем на свою сторону молодежь. И получаем неплохие результаты. Я сравнивал наши показатели с показателями зарубежных – голландских, датских ферм, как говорится, идем почти голова в голову.
За год свиноводы Дании, Голландии получают прирост живой массы на 120-125 килограммов. Мы получаем 115-117 килограммов при нашей старой технологии.
Действительно, свинья - это уникальное животное: поголовье можно нарастить и в отдельном хозяйстве, и в области буквально за 2-3 года. При нормальном уровне ведения свиноводства свиноматка может давать за год 20-22 поросенка. А в целом одна свинья может давать до 1,5 тонны мяса в год. Даже в низкотехнологичных условиях можно получать хорошую прибыль. И, конечно, если при благоприятных условиях всем миром навалиться на это дело, да еще субсидированные кредиты получить, то с очередной поставленной задачей крестьяне справятся. Только не надо забывать об одном: производитель должен тоже отстаивать свое право – получать реальную цену за свой труд.
Наталья НАРСЕЕВА
Октябрьский (с.) район
Комментарии читателей Оставить комментарий