НА ДОНУ, ДА БЕЗ ВОДЫ

По одной из научных версий первая столица донского казачества в древности располагалась на острове Поречном, что находится «супротив» станицы Раздорской. Многое повидала здешняя земля. На ней казаки принимали царских посланников, отбивали нашествия турок, крымских татар. А прошлой зимой пришла сюда очередная беда: почти полностью вышла из строя система водоснабжения. Станица, известная в прошлом своими традиционно отменными винами и виноградом, оказалась без воды в нетрадиционно знойное нынешнее лето.
На приусадебном участке ветерана труда Надежды Александровны Волобуевой преобладает желтый цвет, словно осень давно уже вступила в свои права. Рослые помидорные кусты, засохшие на корню, роняют последние сморщенные листочки. Рядом – безнадежно мертвые аккуратные ряды баклажанов, болгарского перца. Морковная ботва бессильно распласталась на растрескавшейся земле.
– Огород пуст, сад засыхает, – вздыхает хозяйка. – Виноград, как видите, еще жив, но чахнет. Досталось ему в морозную зиму, а теперь еще и такая сушь. Понемножку мне удается поливать только огурцы. На трех кустах еще есть завязь. Может, произойдет чудо, пройдет добрый ливень, удастся запастись водичкой. А так я каждый день хожу за ней к родственникам, привожу на тележке двадцать пластиковых бутылок. Получается три ведра воды – мой суточный лимит.
Водопроводной воды на ее участке нет с самого начала весны. От этого, кажется, все больше рассыхается и деревянный, казачьей выверенной архитектуры дом с непременной скрипучей террасой высокого цокольного этажа. Дом этот своими руками построил дед Надежды Александровны по материнской линии больше ста лет тому назад. Во время великой смуты гражданской войны урядник Мурашкин погиб, а дом вот стоит до сих пор, поглядывая с высокого правого берега старыми своими окошками на донскую ширь.
Водопроводной воды в большей части станицы сегодня нет. Получают ее лишь на отдельных участках. Сам водопровод, сооруженный еще в послевоенные годы, давно находится в плачевном состоянии. Но не это – главная причина сложившейся в Раздорской критической ситуации. Зимой стряслась авария накопительных емкостей, из которых и осуществлялась подача воды в станичную систему водоснабжения.
Надежда Александровна предлагает посмотреть все на месте, и мы выходим на станичную улицу. Первая же встреченная соседка – Леся Александровна Чвыкалова приглашает на свое подворье.
– Живем у Дона, а бывает, и попить нечего, – жалуется она. – Ладно бы – цветник засыхает, но ведь и вся картошка сгорела. Дом надеялись достроить этим летом, да куда там! Гости из города приезжают со своей водой. Ее много нужно. У нас с мужем четверо детей.
А в семье Косторенко детей двое. Вода в их хозяйство если изредка и доходит, то в ничтожных количествах и непригодная для питья, приготовления еды, стирки. За хорошей приходится ходить с ведрами к колодцу.
– Накормить детей и мужа, баню устроить. Вода у нас на вес золота, – говорит школьный бухгалтер Ирина Владимировна Косторенко. – Мне только на стирку требуется минимум восемь молочных фляг. Мы в этом году впервые даже не стали сажать огород. Для нормальной жизни нужно полностью менять весь станичный водопровод. Это – огромные деньги.
– Местными силами такого не сделать, – поддерживает своего бухгалтера директор школы Баруленкова, которую тоже зовут Ириной Владимировной. – Я живу на Первомайской улице. Мы за свой счет меняем там трубу. Но латать – вовсе не выход из положения. Хорошо еще, что школа получает воду относительно регулярно, но ведь нет никакой гарантии. И так прошлую зиму в морозы нечем было даже систему подпитать. Работа пищеблока да и сами занятия всегда под угрозой.
По пути к аварийным водяным емкостям я узнаю столько интересного о жизни и истории станицы, что, не будь у меня конкретной цели приезда в Раздорскую, пребывание в ней вполне можно было бы назвать увлекательной экскурсией. Оказывается, Надежда Александровна Волобуева многие годы проработала экскурсоводом областного бюро путешествий и экскурсий и в совершенстве владеет этой профессией. Кстати, была она и в числе инициаторов создания в станице местного историко-краеведческого заповедника, идейным вдохновителем которого выступил Анатолий Вениаминович Калинин…
На верхушке возвышающегося над Раздорами холма расположены четыре двадцатипятикубовые емкости, в которые до недавнего времени закачивали воду. Из них она уже самотеком расходилась по водопроводной сети. Сегодня три емкости пустуют, вода поступает лишь в четвертую. Само собой разумеется, двадцать пять кубометров воды для станицы ничтожно мало. Заметив людей у баков, к нам поднимается от своего двора пенсионер Владимир Васильевич Шепелев. По его словам, раньше за системой водоснабжения станицы следил мастер Владимир Александрович Диренко. Он ежегодно цементировал днища старых баков, поддерживал систему в рабочем состоянии. Все это закончилось со смертью мастера несколько лет тому назад. Поскольку в прохудившиеся баки продолжали закачивать воду, она постепенно накопилась в почве, что и вызвало аварию. Образовался оползень, из потерявших опору емкостей шквалом хлынула вода.
– Главным образом она пошла в центр станицы, – вспоминает Шепелев, – а до нашего двора и до дома вдовы Диренко едва не дошел оползень. Случилось это в начале зимы, но до сил пор ничего толкового не сделано. Кое-как восстановили только один бак. А зима не за горами. Видно, местные власти о людях и думать забыли. Хотя деньги за воду берут. Вот только бы знать, куда они деваются?
Вопрос, конечно, интересный. И – законный.
Юрий Иванов
Комментарии читателей Оставить комментарий