Арабская сказка Натали Гончаровой

В женитьбе Александра Пушкина на Натали Гончаровой современники усматривали аналогию с арабской сказкой: "Соловей был самым прекрасным певцом среди птиц, роза была самой красивой среди цветов; и соловей полюбил розу" ...
Такой эпиграф выбрала для своего стихотворения Евдокия Ростопчина. Пусть имен не произносилось, всем сразу было ясно, о ком идет речь: слишком символичным, похожим на притчу был этот брак первейшего поэта и первейшей красавицы. В сказке, помнится, тоже певец-соловей погибал, израненный острыми шипами своей возлюбленной.
Ростопчина после гибели Пушкина негодовала на Наталью Николаевну:
Она не поняла поэта!
Но он зачем ее избрал?
К красавице Натали всегда существовало противоречивое отношение. Возможно, одно из самых резких высказываний о ней принадлежит нашему современнику Юрию Нагибину: «Невероятно подняли авторитет Натальи Николаевны Пушкиной, а она совершенно не заслуживает того фимиама, который вокруг нее воскуривают. Самое лучшее свидетельство о поэте – сам поэт. Возьмите письма Пушкина к самым близким ему людям, к друзьям, к тому же Нащокину… сколько в них игры, культуры, знаний… Сколько там глубины. Сколько там Пушкина!
И вот его письма к жене. Он, как всегда, пишет стилистически блестяще, он не может иначе, но о чем он пишет? Он передает ей сплетни, какую-то чепуху. Конечно, ему было что ей сказать, но ей было это не нужно, и Пушкин это понимал. Это шло бы в пустую, поверхностную, неценную душу. Она всегда была пустая, холодная, глупая баба, хотя и родила ему кучу детей». Наверное, аргументы Нагибина небезосновательны. Вот несколько дословных цитат из писем поэта к жене: Был я у Погодина, который, говорят, женат на красавице. Я ее не видел и не могу всеподданнейше о ней тебе донести… Важная новость: французские вывески, уничтоженные Ростопчиным в год, когда ты родилась, появились опять на Кузнецком мосту. Что твои обстоятельства? Что твое брюхо? Не жди меня в нынешний месяц, жди меня в конце ноября, не мешай мне. Не стращай меня, будь здорова, смотри за детьми, не кокетничай с царем, ни с женихом княжны Любы. Что касается до тебя, то слава о твоей красоте достигла до нашей попадьи, которая уверяет, что ты всем взяла, не только лицом, да и фигурой. Чего тебе больше. Радуюсь, что ты не брюхата и что ничто не помешает тебе отличиться на нынешних балах. Что-то моя беззубая Пускина? Уж мне эти мне зубы! – а каков Сашка рыжий? Да в кого-то он рыж? Не ожидал я этого от него. Охота тебе, женка, соперничать с графиней Сологуб. Ты красавица, ты бой-баба, а она шкурка. Что тебе перебивать у ней поклонников? Ты, кажется, не путем искокетничалась. Смотри: недаром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона. В нем толку мало. Ты радуешься, что за тобою, как за сучкой, бегают кобели, подняв хвост трубочкой и понюхивая тебе з------; есть чему радоваться! Не только тебе, но и Парасковье Петровне легко за собою приучить бегать холостых шаромыжников; стоит разгласить, что-де я большая охотница. Вот вся тайна кокетства.
Комментарии читателей Оставить комментарий