Как правильно... отдать ребенка в первый класс

В детсадах и школах начались традиционные родительские собрания, посвященные будущим первоклассникам. На этих собраниях родители, как правило, задают одни и те же вопросы. А вот ответы несколько разнятся, потому что у каждого педагога свой сад или школа обязательно лучшие. Мы предлагаем вам "золотую серединку" - ответы на ваши вопросы, основанные на опыте педагогов и психологов различных образовательных учреждений, а также родителей школьников.
Выбирайте не программу, а учителя
Лучше всего, если программа начальной школы будет соответствовать программе детского сада, который посещал ваш малыш. А вообще по объему знаний к средним классам предусматривается единый для всех программ результат, который просто достигается несколько разными путями. Есть и такой совет: не выбирайте программу - выбирайте учителя, потому что в начальной школе все зависит не от программы, а от педагога. Сегодня многие говорят, что некогда популярная система Занкова не оправдывает себя, а новый комплект учебников по традиционной программе, напротив, очень удачный.
Детский сад или начальная школа
1-й класс вполне можно отучиться и при детском саде. Особенно это удобно для занятых родителей единственных детей, за которыми не присмотрят старшие братья или сестры. Здесь много преимуществ: ребенок под присмотром с 7 утра до 19 вечера, до обеда с ним занимается учитель, после - воспитатель, трехразовое детсадовское питание, гарантированная продленка, почти домашний уют. В школе же питание одноразовое, а продленка зависит от наполняемости группы. Но после первого класса надо идти в "большую" школу: 7-8-летнему ребенку легче привыкнуть к шуму и толпе, чем в 10 лет. Переход именно в 7 лет (а не раньше, и не позже) из "растительных" садиковских условий в более жесткие школьные логичен, это доказано уже давно. Хорошо, когда класс почти целиком формируется из детсадовской группы: такой коллектив дружный, сбитый, и детки легче адаптируются к школе.
С 6 или с 7 лет?
Посоветуйтесь с хорошим психологом. Педагоги утверждают, что шестилетние дети, даже очень развитые физически, в школе заметны сразу, и большинству ранняя учеба дается нелегко.
Надо ли учить читать, писать и считать?
Если ребенок хочет читать и считать - пусть читает и считает. Главное, следите, чтобы он делал это правильно. Читал, например, по звукам, а не по буквам. И еще важнее, чтобы он не столько умел, сколько любил читать. Не хочет - не надо, в школе научат. А вот писать не учите совсем (разве что печатными буквами). Правила написания букв, соединения достаточно сложные, и переучивать неправильно пишущего ребенка потом очень трудно. Знатоков правописания в школу приходит не так уж много, главная "писательская" проблема - цифры. Их пишут неведомыми зигзагами, снизу, сбоку... И переучивать детей приходится до окончания начальной школы. В общем, главное не научить, а научить правильно.
И еще: как единодушно считают педагоги, намного важнее, чтобы ребенок был общительным, любопытным, не боялся высказывать свое мнение, отвечать на вопросы учителя, логически мыслил, хорошо пересказывал, фантазировал и "воображал". Чтобы был достаточно самостоятельным: мог обслужить себя в быту (аккуратно одеться-раздеться, беречь и содержать в порядке свои вещи), без помощи взрослых выполнять простейшие задания. Бросьте все силы на пополнение словарного запаса (беды нашего времени), обеспечив ребенка не только детским (в саду), но и взрослым уровнем общения. Также в начальной школе потребуется развитая рука (для письма): подарите ребенку конструктор и раскраску, пусть он рвет и стрижет, что угодно, лепит из пластилина и глины. Научите правильно держать ручку и не пугайте школой, как в младенчестве Бабой-Ягой. Яга - все-таки миф, а школа - реальность. Реальность и запуганные дети, которые по полгода сидят за партой затравленные.
Логопедический ребенок
По возможности выберите школу с логопедом. Желательно, чтобы все звуки к 1 классу были поставлены, а школьный логопед займется письмом. У таких детей слабое место - рука. Также они часто при письме пропускают гласные звуки. Забудьте про классы с ранним изучением иностранного языка.
Предварительные собеседования
Их проводят психологи детсадов, школ, учителя чаще всего в весенние каникулы. Главная цель таких собеседований - выявить "пробелы" вашего ребенка, над которыми надо поработать до 1 сентября. А потом психолог посоветует, в какой класс (от элитного до коррекционного) лучше направить малыша. Окончательное слово в этом вопросе остается за родителями, но к советам лучше прислушаться. Ведь вы не хотите, чтобы ребенок унижался и мучился, ощущая себя в сильном классе белой вороной?
Усидчивость, которой нет
Усидчивость можно воспитать только через игру. Сейчас много всяких раскрасок с заданиями: садитесь вместе с ребенком и занимайтесь. Подойдет старый детсадовский метод: к нам в гости пришел Незнайка, Лиса Алиса и так далее.., давай его научим, давай ей покажем, как ты умеешь... И обязательно хвалить: ребенка 7-10 лет надо учить "на успехе". А вообще-то у педагогов есть термин "посадить класс". И к октябрю, как правило, "садят".
Английский
Нынче это совершенное помешательство. "Мы с трех лет ходим на английский. Скажите, когда не поздно начинать учить русские буквы?" - спрашивает мама на родительском собрании в детском саду. Лучше учить английский в школе, когда ребенок уже знает русские буквы. А еще лучше, когда он уже хорошо по-русски пишет. Ранний дошкольный иностранный почти всегда приводит к путанице в правописании: буква русская, буква английская. В начальной школе есть классы с изучением иностранного языка (в старших классах такие дети изучают второй иностранный язык). Учиться в них сложно, идти туда нужно сильным детям. Если ребенок болезненный (часто пропускает занятия), логопедический (язычок "сломается"), изучение иностранного языка лучше отложить. И потом, его всегда можно "нагнать".
Элитная или простая школа?
В элитных школах требования выше, выше и степень материального участия родителей в проблемах школы. Если в элитной школе ребенок учится с "четверками", то в обычной, скорее всего, был бы отличником. Если в дошкольном возрасте никаких сверхспособностей и талантов ваш малыш не обнаружил (или вы не заметили), и тем более вы сомневаетесь в посильности элитных школы и класса, отдавайте ребенка в обычную начальную школу. Если там он проявит недюжинные математические способности или склонность к языкам, потом переведете его в спецкласс, куда действительно способного ребенка всегда возьмут. Кстати, спецклассы есть и в обычных школах. Например, гуманитарный и математический сегодня не дефицит.
При выборе класса важнее всего попасть в коллектив с так называемым интеллектуально-нравственным ядром - группой "положительных" ребят, за которыми можно тянуться.
К сентябрю запаситесь витаминами, отпуском (чтобы забирать ребенка домой пораньше), постарайтесь первое время не нагружать его музыкальной школой, иностранными языками и прочим дополнительным образованием. А вот любая физическая нагрузка будет только на пользу.
Комментарии читателей Оставить комментарий