Рыбнадзор выходит на охоту

В ряде вологодских газет прошла информация, что притоки Сухоны и Вологды перегорожены «запорами». Неужели в период нереста рыбинспекция позволяет браконьерам применять запрещенный запорный лов, когда кольями и сетями перекрывается вся река, а рыба вычерпывается полностью?! Для ответа на этот вопрос наш корреспондент отправился в очередной рейд Вологодской межрайонной рыбной инспекции.
«Левая» рыба
За день до рейда, проходя по городскому продуктовому рынку Вологды, я обратил внимание на группу мужчин с эмблемой «Инспекция рыбоохраны», стоявших у прилавков со свежей рыбой. Рядом суетились продавцы и хозяин-предприниматель. Во время действующего запрета на вылов рыбы во многих водоемах области на прилавках лежали чуть ли не все представители рыбного царства. На ценниках под рыбой значилось: «Самая свежая».
По мнению инспекторов рыбнадзора, разложенные на лотках рыбины были выловлены недавно. Хозяин прилавка клялся, что вся рыба была выловлена еще зимой и на продажу попала со склада-холодильника.
- А судак? - поинтересовался инспектор, показывая на свежайшую, покрытую слизью рыбину.
- А судак из Астрахани! - заявил предприниматель.
Минут через 20 он принес документы на товар, но объяснить, как на прилавок попала запрещенная к лову нельмушка, так и не смог - свалил все на продавцов. Они, дескать, не спрашивая документов, за «наличку» скупают у частных лиц «левую» рыбу для последующей перепродажи.
По словам инспекторов, через городские рынки проходит огромное количество незаконно пойманной рыбы. Рыбный бизнес выгоден и продавцам, и браконьерам. Жерех на рынке уходит по 85 рублей за килограмм, сиг - под сотню, а за обыкновенную щуку спрашивают «полтинник». Метр сетки - самого распространенного орудия лова обходится рыбакам в полтора рубля. Три килограмма пойманной щуки окупают сеть-»китайку» в 90 метров длиной. Поймал мешок рыбы - и тысяча в кармане.
Итак, в путь!
В Вологодской межрайонной рыбной инспекции, курирующей десять районов области, всего пять инспекторов. В течение года каждый из них раскрывает более сотни нарушений. Во время нерестового периода ребятам приходится работать круглыми сутками. Пришедший из очередного рейда инспекционный теплоход «Двина» вновь готовится к выходу - на реке Вексе были замечены люди с электроудочками. Старший инспектор выдает оружие, и наша «Двина» с привязанной к борту «казанкой» уходит в двухдневный рейд. Сегодня пятница. Торопясь за рыбой, вниз по реке идут и идут моторные лодки. Кто из них браконьеры - покажет вечер, когда на малых реках будут поставлены сетки. Лов без лицензии тоже браконьерство: увидев нас, двое мужиков в лодке с мотором пытаются скрыться. Но наша «Ямаха» сильнее их «Ветерка» - удрать можно только на дно. Госинспектор изымает у рыбаков новенькие сети и выписывает штраф в 200 рублей.
- Да мы же их еще и поставить не успели! - возмущался один из них.
- Нахождение на водоеме с сетью без лицензии и документов - уже нарушение!
Удочки массового поражения
Мы подплываем к притоку Вологды речке Вексе. Доходим меж заросших кустами берегов почти до самого «верха» - «запоров» нет. Последних «запорщиков» рыбнадзор ловил здесь несколько лет назад, и больше они сюда не суются. Знают, что речка проверяется регулярно.
Стемнело, над водой понесло клочья тумана. Темнота и туман - лучшие друзья браконьеров. Именно в темное время суток выходят на промысел электроудочники. Оглушенную электроразрядом рыбу подбирают с поверхности воды сачками. Электроудочки для рыб - все равно, что оружие массового поражения для людей. По вреду, наносимому природе, они страшнее динамита - убивают планктон и делают рыбу бесплодной.
Особой нелюбовью у инспекторов пользуются и «химики» - они травят воду какой-нибудь гадостью. Спасаясь от едких веществ, рыба спешит к чистой воде и попадается в расставленные сети. Браконьеров с электротоком или «химией» местные рыболовы просто ненавидят - ловить в реке после них нечего.
Куда прете, козлы?!
За время рейда насмотришься всякого, случались и курьезы. Инспектируя Лежу, на берегу мы замечаем молодого человека лет восемнадцати с удочкой, а рядом разбитую палатку. Под брезентом обнаруживаем бабулю лет семидесяти.
- Бабушку-то зачем с собой таскаешь?! - спрашиваем парня.
- А она меня на рыбалку одного не отпускает! - таков был ответ.
Смеясь над этим случаем, втроем на «казанке» мы на предельной скорости влетаем в речку Глухую. В черноте ночи на берегу выбрасывает в небо искры большой костер, вокруг него видны темные фигуры. Инспектор Дима, сидящий за рулем лодки, резко сбрасывает обороты «Ямахи», и, «кося» под «Ветерок», мы подходим к компании на берегу.
- Куда прете, козлы!? - доносится с берега. - У нас же здесь сетки поставлены!
Возмущенный пьяный молодой человек прыгает на нос нашей лодки и, перегнувшись через лобовое стекло, ругаясь матом, начинает упрекать нас в неаккуратной езде. Потом, успокоившись, предлагает познакомиться.
- Рыбинспекция! - представляемся мы. У парня отвисает челюсть. Лицензии у него, конечно же, не было, а вблизи на реке мы сняли три сети. Любезную вежливость сопровождавшего нас спецназовца молодой человек воспринял по-своему - «разбор полетов» закончился щелчком наручников на запястьях.
Советы браконьерам
После обнаружения орудий лова начинается процесс установления личности нарушителя, ведь, идя на дело, браконьеры не берут с собой документов. Сети ставят обычно вдвоем. Каждому из пойманной парочки инспектор выдает листок бумаги и предлагает написать объяснительную. На этом же листочке нарушитель указывает всю известную информацию о своем спутнике. Если ответы сходятся, браконьеры отделываются "малой кровью" - инспектор, выписывая штраф, может оставить им лодку и сети. Штраф можно заплатить в Вологде. Если люди врут - доходит до изъятия лодочного мотора. Мотор как гарантия оплаты штрафа вывозится в Вологду, так что "рассекречиваться" все равно придется. Назовешься Штирлицем - Штирлиц и будет получать твое имущество. Мотор на руках далеко не унесешь - потребуется машина. Господа браконьеры, зачем вам лишние расходы и нервотрепка - идя на рыбалку, берите с собой паспорт. А еще лучше - лицензию на лов. Лицензия на сутки стоит 50 рублей, заплатил - лови спокойно.
Удирать от инспектора также не стоит - "тэтэшная" пуля разносит мотор вдребезги. Выяснять отношения чревато - инспектор без причины никогда не привяжется, браконьеров на его голову и без вас предостаточно. Согласно правилам поведения на воде, любого браконьера можно штрафовать сразу по нескольким статьям, но на полную катушку штрафуют только злостных нарушителей.
Злостные нарушители
Этих людей мы заметили, когда проплывали по красивейшей речке Шингарь. Увидев нас, один из них тут же бросился наутек, унося на своей спине мешок с уловом. Ловить на Шингари полностью запрещено, и мужики прекрасно это знали. В мешке били хвостами десять крупных язей и одна щука.
Мужики представились: бедный врач и бедный пенсионер. Рыбу ловили для себя - нечего кушать. Но инспектор не поверил - изъял резиновую лодку, а за каждого язя выписал по 50 рублей штрафа и 150 - за щуку.
- За что, мужики?! Я же бедный безработный инвалид, пенсия моя - 700 рублей, - чуть не плакал один из мужчин, - колхоз наш развалился, жена не работает. Как жить-то?!
Рыбу им оставили и отправили домой. "Уха мужикам в этот день обошлась дороже ужина в самом дорогом ресторане Вологды", - подумал я, когда они скрылись за поворотом реки.
Через полчаса мы снова встретили наших новых знакомых - посмеиваясь, они проверяли очередную сетку. Еще один мужчина грузил улов в стоящую рядом "Ниву".
На полной скорости вместе с лодкой мы вылетели на берег. Спецназовец Гриша из спецроты "Рысь" с автоматом наперевес бросился на перехват машины - вскоре вся троица лежала под прицелом на траве лицом вниз. Иначе нельзя - жить хочется всем, а у пьяных здоровых мужчин в голове могут родиться всякие мысли. Пистолета "ТТ" инспекторам давно не хватает - в опасный рейд без "калашникова" или "кедра" уже не ездят. Помощь спецназа в такой работе неоценима.
Проверено - "запоров" нет!
В этом рейде, проверяя каждую речку, мы прошли от Вологды до острова Глебов в Междуреченском районе. Встретиться с "электроудочниками" и "химиками" мне, к счастью, не довелось, но и без них было ясно: браконьеров на воде, как комаров на болоте. Один инспектор за двое суток работы обнаружил около 20 нарушений правил рыболовства и выписал штрафов на десять тысяч рублей! Сдерживать браконьерский беспредел впятером на десяти подшефных районах трудно. Каждого браконьера за руку схватить невозможно, но таких варварских способов, как "запорный" лов, инспектора все же не допускают.
Комментарии читателей Оставить комментарий