ИНТЕРВЬЮ-Запад советует Туркмении гарантировать права инвесторов

Марат Гурт
АШХАБАД (Рейтер) - Туркмения должна гарантировать низкий уровень рисков и создать предсказуемое законодательство, если хочет экспортировать энергоресурсы на богатые европейские рынки, считает международная Энергетическая хартия.
Туркмения, крупнейший в Центральной Азии производитель природного газа, зависит от его поставок в Россию и на Украину по трубопроводам, контролируемым российским Газпромом. Президент Сапармурад Ниязов на этой неделе призвал потенциальных потребителей помочь стране с расширением экспорта туркменских энергоносителей на мировые рынки.
"У Туркмении, действительно, есть интерес к Европе, потому что страна ищет возможности диверсификации (газового экспорта)", - сказала генеральный секретарь секретариата Энергетической хартии Риа Кемпер в интервью Рейтер.
"Однако инвесторы будут осторожны, поскольку энергетический сектор требует крупных вложений. Кроме того, есть конкурентные возможности как в других частях мира, так и в самом Каспийском регионе", - сказала она.
Большинство западных фирм указывают на такие риски бизнеса в Туркмении, как кулуарный характер принятия ключевых решений и дефицит экспортных мощностей. Ашхабад говорит, что готов улучшать инвестиционный климат.
Начальной целью Энергетической хартии, учрежденной в 1994 году, было задать общие законодательные "правила игры", которые бы стимулировали приход западных инвестиций в нефтегазовый сектор бывших республик Советского Союза. Сейчас участником хартии является 51 государство, включая присоединившуюся в конце 1990-х Туркмению.
Построенный в годы СССР трубопровод Средняя Азия-Центр позволяет Туркмении экспортировать 50 миллиардов кубометров газа ежегодно. Существует также маломощный газопровод в Иран мощностью пять миллиардов кубометров в год.
Ниязов, окруженный в шестимиллионной Туркмении причудливым культом личности, говорит, что нация вступила в "золотой век" процветания. Однако доходы страны на экспорта ограничены тем, что поставки газа осуществляются по ценам ниже мировых и частично оплачиваются товарами и услугами, а не деньгами.
Кроме того, существует проблема нестабильности поставок. В конце 2004 года между Туркменией, с одной стороны и Украиной и Россией, с другой возник спор о стоимости поставок, на фоне которого Ашхабад, требующий повышения цены, на время приостановил экспорт. Позже подача газа возобновилась, однако стороны продолжают дискуссию о ценах.
Представитель Shell в Туркмении Пиус Кажинард назвал бесперебойность поставок важнейшим условием партнерства.
"К примеру, контракт России и Европы работает с точностью швейцарских часов, даже в тяжелые 90-е он не прерывался ни на минуту", - сказал он на нефтегазовой конференции в Ашхабаде на этой неделе.
ГАЗОВАЯ ЖАЖДА ЕВРОПЫ
Согласно прозвучавшим на конференции оценкам Евросоюза, 40 процентов потребности Европы в природном газе обеспечены его импортом, составляющим 186 миллиардов кубометров в год. Эта доля может возрасти до 70 процентов или 465 миллиардов кубометров ежегодно к 2020 году.
Традиционные поставщики газа на рынки Европы, Россия и Норвегия, намерены увеличить собственную добычу вслед за растущими аппетитами европейцев, но удастся ли им сделать это - вопрос.
Газпром хочет повысить импорт туркменского газа в ближайшие годы, чтобы сэкономить на инвестициях в разработку своих арктических месторождений.
Остается неясным, какие - помимо газпромовской "трубы" - альтернативные маршруты экспорта может предложить Туркмения в переговорах с потенциальными европейскими потребителями газа.
США жестко возражают против идеи строительства газопровода в Турцию через Иран, который президент Джордж Буш назвал частью "оси зла".
Другой давно лелеемый Ашхабадом проект - трансафганский трубопровод в Пакистан - вызывает сомнения экспертов по соображениям безопасности.
"Как только у Туркмении появятся дополнительные возможности экспорта природного газа, это автоматически укрепит ее позиции на рынке", - сказала Кемпер.
Из-за дефицита экспортных возможностей добыча газа в Туркмении сократилась до 58,8 миллиарда кубометров в год в 2004 году с 59,1 миллиарда годом ранее. Однако Ниязов высказал надежду, что страна увеличит газободычу до 240 миллиардов кубометров к 2020 году и 140 миллиардов из этого объема сможет экспортировать.
Комментарии читателей Оставить комментарий