Страны ГУАМ недовольны позицией России на постсоветском пространстве

Генеральная Ассамблея ООН все-таки будет обсуждать вопрос о конфликтах на постсоветском пространстве. Речь идет о четырех территориях, стремящихся к независимости от бывших советских республик, а ныне суверенных государств: Грузии, Азербайджана и Молдовы. Соответственно, имеются в виду Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах и Приднестровье.
Конфликты там называются «замороженными», так как до последнего времени обстановка там характеризовалась формулой «ни мира, ни войны». Предложение каким-то образом интенсифицировать разрешение конфликтов поступило от Грузии, Азербайджана и Молдовы, которые вместе с Украиной образуют международную политическую структуру ГУАМ. Чего же хотят эти государства?
Страны ГУАМ хотят, чтобы Россия была отстранена от миротворчества на том основании, что она со своей миссией не справляется. Но Россия и не является единственным посредником. Она участвует в разрешении конфликтов под эгидой международных организаций, к примеру, СНГ или ОБСЕ. Да, Москва – один из активных участников миссии, но это объясняется максимальной заинтересованностью в том, чтобы рядом с ее границами не было войны. Так что взваливать всю вину за отсутствие прогресса в разрешении конфликтов на Москву нет резона. Да и нет никакой вины. Есть очевидная заслуга Москвы в том, что в Приднестровье или в Абхазии не идет война. Конечно, российские «голубые каски», к примеру, в Южной Осетии мозолят Тбилиси глаза. Потому что не было бы их, Грузия давно ввела бы туда свои войска. Конечно, сразу началась бы братоубийственная война. Но это как раз Грузию, судя по всему, не интересует. Ей главное – занять территорию, а там будь что будет.
Отчаявшись склонить миротворцев на свою сторону, страны ГУАМ просят заменить россиян на «голубые каски» НАТО. Но для этого необходимо согласие другой стороны, а абхазы и осетины натовцев у себя видеть не хотят, потому что им не верят. Кремль же настаивает на сохранении уже доказавших свою эффективность миротворческих схем. Потому что конъюнктурность замены россиян на натовцев очевидна. Да и вообще, учитывая двойные стандарты Запада в подходах к требующим независимости территориям, тема замороженных конфликтов в ООН выглядит искусственно. В одном случае Запад поддерживает сепаратизм (имеется в виду Косово), в другом – отказывает в самоопределении (что происходит в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии). Об этом говорит первый заместитель директора института стран СНГ Владимир Жарихин: «Давайте выработаем универсальный и единый подход к такого рода конфликтам. Сколько можно бесконечно заявлять, что Черногория – это исключение, это не правило; в Косово будет решаться вопрос не по каким-то единым позициям, - нет, там совершенно исключительная ситуация. Но когда нет единых правил, то на мировой арене воцаряется одно право – право силы. И для того чтобы выйти из этого заколдованного круга, надо, наконец, мировому сообществу выработать, ну хотя бы в первом приближении, какое-то единое отношение к тому, как и по каким механизмам должны разрешаться такого рода конфликты. Вот к этому призывает и наш президент, призывают многие политики в России. Пока что, к сожалению, со стороны Запада мы понимания в этом не видим. И сколько бы в ООН не обсуждали те или иные отдельные конфликты, пытаясь каждый раз найти уникальное решение, решение этих конфликтов будет затягиваться и затягиваться».
Думается, все – и Россия, и страны ГУАМ, и Запад - отлично понимают суть происходящего. Москва доказала эффективность своей международной политики и приобрела весомый авторитет в регионе и в мире. Теперь предпринимаются попытки уменьшить ее влияние. Это несерьезная и нерациональная позиция. Авторитет России все равно не уменьшится, а народы в зонах «замороженных» конфликтов могут пострадать. Так как усилиями некоторых недальновидных политиков эти конфликты могут растаять и перейти в горячую фазу.
Комментарии читателей Оставить комментарий