НАТО все активнее обозначает свои позиции на Кавказе

Североатлантический блок все активнее обозначает свои позиции на Кавказе. В орбиту влияния НАТО втягивается не только Грузия, которая, не так давно перешла на новый уровень сотрудничества с Альянсом, который называется в переводе с английского «Интенсивный Диалог», но и Азербайджан.
В ходе своего визита в Баку, спецпредставитель генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу Роберт Симмонс пригласил президента Азербайджана Ильхама Алиева посетить штаб-квартиру НАТО и встретиться с представителями стран-партнеров, руководством совета альянса и генеральным секретарем организации. По предварительной договоренности этот визит азербайджанского лидера в Брюссель состоится в первых числах ноября. Однако, очевидно, что натовский спецпредставитель приезжал в Баку не за тем, чтобы передать приглашение Ильхаму Алиеву. О своих целях Роберт Симмонс открыто заявил после окончания переговоров в Баку.
По его словам, главной целью визита в Азербайджан было ознакомление с реализацией двустороннего «Плана действий индивидуального партнерства» перед началом полномасштабного двустороннего сотрудничества, которое начнется весной 2007 г. «Предстоит еще много работы, особенно в разработке графика сотрудничества с азербайджанским правительством и плана по борьбе против терроризма, против рисков и угроз, особенно в отношении энергетической инфраструктуры», – подчеркнул представитель альянса. Из этого заявления напрямую следует, что в Азербайджане НАТО интересует нефть и пути ее транспортировки в Европу. В первую очередь, речь идет, конечно же, о нефтепроводе Баку–Тбилиси–Джейхан. А также о вступающем в эксплуатацию в ближайшее время газопроводе Баку–Тбилиси–Эрзерум. И в США, и в Европе к этим проектам всегда проявляли повышенный интерес. При этом, натовские чиновники открыто говорят, что вопрос принятия Азербайджана в Североатлантический альянс в настоящее время «не обсуждается».
Таким образом, привлекая к сотрудничеству Азербайджан и Грузию и раздавая этим странам известные авансы, НАТО, очевидно, не спешит видеть в своих рядах эти закавказские страны, говорит политолог Алан Касаев: «Любая международная организация должна демонстрировать свою активность и пытаться делать всякого рода заявления, действия, составлять всевозможные планы на максимально широком спектре направлений своей деятельности. В особенности, если речь идет о такой, все боле становящейся аморфной организации, как североатлантический альянс. В виду того, что после крушения биполярного мира и роспуска Варшавского договора, серьезного, целостного, единого, военно-политического противника у НАТО не осталось. Но сама организация продолжает существовать. Ей нужны действия, ей нужна активность. Вот в этом, по моему, самое простое и самое логичное объяснение активности НАТО по отношению к Азербайджану. Впрочем, тоже самое, мы можем сказать и относительно Грузии. Здесь, внешне, создается впечатление, что отношения НАТО и Грузии развиваются чрезвычайно динамично, и что вот-вот, со дня на день, Грузия будет принята кандидатом в НАТО, а потом, не за горами и реальное членство в этой организации. Но на самом деле, проблем со вступлением Грузии в НАТО не меньше, чем со вступлением в НАТО Азербайджана».
А если учесть, что собственно в самом НАТО есть серьезные сомнения в целесообразности расширения за счет постсоветских стран, то различные программы альянса в отношении этих государств могут тянуться сколь угодно долго. И в этом случае процесс вступления в альянс может превратиться в попытку дойти до линии горизонта, которая, как известно, удаляется, по мере приближения к ней.
Комментарии читателей Оставить комментарий