1111111111111111111111

Факты:
Российская транспортная группа «Северстальтранс» выставила на продажу свое дочернее предприятие в Эстонии - Estonian Oil Service AS, специализирующееся на перевалке мазута. Переговоры с потенциальными покупателями - Shell и ТНК-BP - уже начались. Отраслевые эксперты объясняют намерение «Северстальтранса» избавиться от актива экономическими соображениями, которые логично вытекают из ухудшения политических взаимоотношений между Россией и Эстонией. Как заявил вице-президент консалтинговой компании TransCare Александр Колик, «уже в течение многих лет Россия стремится к независимости в отношении портовых мощностей, а крупный бизнес, каким является «Северстальтранс», не может не ориентироваться на долгосрочные тенденции». Эксперты полагают, что следом за продажей Estonian Oil Service AS вполне может последовать уход из Эстонии и железнодорожного оператора Spacecom AS.
Эстонская железнодорожная компания Eesti Raudtee объявила о резком сокращении грузопотока российских грузов за последние 2 месяца. Больше всего пострадал транзит российских грузов. Так, например, нефти и нефтепродуктов было перевезено на 15% меньше, удобрений — на 23%, резко упали перевозки угля и древесины.
Как заявил Кайдо Симмерманн, председатель правления Eesti Raudtee, компания вынуждена сокращать инвестиции в железнодорожные пути и составы. А глава пресс-службы компании Урмас Гласе уточнил по этому поводу: «Если до сих пор Eesti Raudtee работала 24 часа в сутки, то далее будет достаточно и 12 часов».
Как официально объясняет сложившуюся ситуацию руководство Российских железных дорог, поток грузов сократился из-за проводимого в данное время ремонта дорог. Пресс-секретарь президента ОАО «РЖД» Михаил Гончаров заявил, что «ремонт продолжается и будет проводиться до полного его завершения».
Ассоциация транзита Эстонии оценивает ситуацию по иному. По ее мнению, Россия реализует в отношении страны относительно мягкий сценарий экономического давления через транзит.
Поступления финансовых средств от транзита грузов составляют, по разным оценкам, 20-25% ВВП Эстонии. Транзит российской нефти приносит в бюджет Эстонии 6% доходов. При этом 65% транзитных грузов, предназначенных для последующей перевалки в морских портах Эстонии, проходит через РЖД.
Валерий Кауров
В мае этого года по заказу эстонского правительства Ассоциация транзита Эстонии, проведя анализ складывающейся ситуации, представила несколько сценариев дальнейшего развития событий и оценила потери от неминуемого сокращения российского транзита. По мнению Ассоциации, в лучшем случае падение грузооборота составит 15-20%, в худшем — 60-65%. В любом случае — убытки для бюджета Эстонии значительны.
Что же. Результат вполне ожидаемый. Ведь эстонские власти, когда шли на откровенно антироссийские шаги, вряд ли рассчитывали, что в ответ Россия просто утрется, позабыв про перенос памятника Бронзового солдата (в тот момент, когда эстонские фашисты восстанавливают памятники карателям из 20 пехотной дивизии СС), про антироссийские заявления эстонских политиков, про откровенную пронатовскую политику официального Таллина.
Россия же в случае с транзитом преследует свои политические и экономические интересы. Она заинтересована в использовании российских, а не прибалтийских портов для перевалки грузов. Ведь в этом случае деньги поступают в бюджет России, а не тех стран, которые настроены к нам недружественно; создаются дополнительные рабочие места для россиян; развивается инфраструктура российской транспортной системы. Выгоды очевидны. И при этом Россия ни у кого не обязана спрашивать разрешения на проведение своей экономической политики.
А эстонские власти, подсчитывая убытки, пусть лишний раз подумают — стоит ли дальше идти на обострение отношений с таким соседом, как Россия. Стоит ли благосклонность Вашингтона потери выгод от сотрудничества с Москвой?
Вот как прокомментировал ситуацию с транзитом доктор экономических наук Алексей Иванов: «Даже без учета политической составляющей России давно следовало переходить от использования для перевозки транзитных грузов транспортной системы прибалтийских государств к развитию и более широкому использованию собственной транспортной инфраструктуры. Это экономически оправдано, ибо снижает транспортную зависимость России от Прибалтики, обеспечивает дополнительные поступления в бюджет нашего государства и дает дополнительный импульс для развития российской экономики».
Так что ничего удивительного в происходящем нет. Ситуация развивается по вполне классическим экономическим и политическим закономерностям.
Ссылки по теме:
► Литва закрывает железнодорожное сообщение между РФ и Калининградской областью
► Россия разрывает договор о государственной границе с Эстонией. Таллин в позе обиженного ребенка
► Прибалты увековечивают память не жертв нацизма, а их палачей
Виталий Мареченков/KMnews
Комментарии читателей Оставить комментарий