Россия обеспокоена уходом США из Афганистана

В рубрике «Брифинг» издания WPR на прошлой неделе Мэтью Дюпи проанализировал тему борьбы с наркотиками в Афганистане. Обсуждалось, что усилия американской, европейской и афганской политики не способствуют сокращению производства опиума в стране. Теперь правительства соседствующих государств, в особенности России, все сильнее тревожатся, как бы вывод войск США из Афганистана не оставил их самих наедине с этой проблемой.
В настоящее время главной угрозой для России являются Афганистан и наркотики, которые из него экспортируются. По данным Организации Объединенных Наций, именно Россия стала рынком сбыта большей части наркотиков, скачок производства которых произошел вопреки снижению спроса на наркотические вещества на основе опиума в Европе и Северной Америке. Согласно оценкам аналитиков ООН, целых 2% населения России могут быть зависимыми от этих веществ.
В итоге наркотрафик из Афганистана стал главным источником напряженности отношений России и НАТО. А российские чиновники возложили ответственность за неспособность обуздать производство опиума в стране на возглавляемый НАТО международный войсковой контингент, действующий на территории Афганистана под названием «Международные силы содействия безопасности» (ISAF). Они уверены, что при оккупации страны НАТО брало на себя ответственность за противодействие незаконному обороту наркотиков и другим видам транснациональной преступности – как в Афганистане, так и при его содействии.
Кроме того, официальные представители России считают, что НАТО не сможет победить талибов, пока афганские повстанцы будут финансировать собственную деятельность за счет наркоторговли, и призывают ISAF проводить операции, направленные непосредственно на искоренение культур мака в Афганистане, заявляя, что самым эффективным средством уничтожения опиума было бы воздушное распыление.
В ходе слушаний в Сенате США по международному контролю над наркотиками, проведенному 20 июля, многие американские сенаторы поддержали российскую точку зрения. В своем вступительном слове сопредседатель Чак Грассли отметил: «С тех пор, как президент Обама вступил в должность в 2009 году, стратегия борьбы с наркотиками свелась к запрету, альтернативному развитию и в результате к деньгам». Вторя требованиям российского правительства и центральноазиатских соседей Афганистана, Грассли сказал: «Я поддерживаю эти усилия, но также верю, что уничтожение посевов должно стать частью программы по борьбе с наркотиками». Он пояснил: «Ликвидируя посевы, можно будет вынудить наркоторговцев совершать ошибки».
До сих пор США и другие страны НАТО были обеспокоены тем, что борьба с производством наркотиков может оттолкнуть фермеров, чей урожай беднеет, а это облегчит талибам их вербовку в свои ряды. Поэтому администрация Обамы ограничила свои усилия по поддержке афганских инициатив, основой которых являются наземные отряды, использующие элементарные средства. В рамках проведения таких кампаний обычно избегались столкновения с влиятельными наркобаронами, которые пользуются поддержкой элиты и готовы применять силу против наземных групп. Чаще всего вместо этого афганские карательные отряды прибегают к подавлению «нищих», у которых демонстративно уничтожают часть посевов мака в обмен на взятку и защиту оставшегося опиума и его владельцев.
Российские политики указывают на Колумбию, где Соединенные Штаты одобрили идею воздушного распыления гербицидов, и говорят, что то же самое можно сделать и в Афганистане. Самолеты могут атаковать крупные плантации с безопасной дистанции. Но есть целый ряд причин, по которым колумбийский вариант не сработает в Афганистане. Среди множества различий главным является то, что колумбийское правительство решилось сражаться с наркодилерами, несмотря на огромную стоимость, как финансовую так и людскую. Афганский президент Хамид Карзай, напротив, не станет мешать могущественным союзникам, которые выигрывают от трафика наркотиков. Он уже вступался за тех, кого обвиняли в распространении наркотиков, а также отказался экстрадировать крупных наркодилеров в Соединенные Штаты для суда.
План по борьбе с экспортом наркотиков из Афганистана, разработанный бывшим представителем США в Колумбии Вильямом Браунфилдом, представляет собой нечто среднее. В январе этого года Браунфилд был назначен на должность государственного секретаря по контролю за наркотиками и охране правопорядка.
Новая «Центральноазиатская инициатива по борьбе с наркотиками» (CACI) предполагает размещение подразделений по борьбе с наркотиками в пяти странах Центральной Азии, которые будут взаимодействовать со своими коллегами в Афганистане и России. Семь организаций будут обмениваться важной информацией о производителях наркотиков и запрещенных операциях, а также будут содействовать соблюдению правопорядка в Афганистане. Они улучшат координирование приграничных и международных операций, таких как операция «Канал», которая осуществляется государствами – членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Итоговая сеть соединит главный источник наркотиков – Афганистан с ключевыми транзитными странами Евразии.
Браунфилд ездил в Евразию для того, чтобы в регионе приняли его предложение. Несмотря на то, что некоторые жители Центральной Азии, очевидно, выигрывают от трафика наркотиков, их поток наносит серьезный ущерб этим странам, т. к. благодаря нему богатеют криминальные и террористические организации, возникает коррупция в политике и увеличивается рост потребления наркотических средств и количество наркоманов. Готовность Госдепартамента заплатить за оснащение центров и подготовку будущего персонала породила некоторую поддержку, но политики стран Центральной Азии хотят убедиться, что российское правительство не будет против этой инициативы, т. к. оно будет играть более важную роль в обеспечении их безопасности с учетом постепенного ухода западных войск из региона.
По идее, Москва должна поддержать эти центры, т. к. они помогут уменьшить поток наркотиков в Россию, из-за которых, по оценкам российских властей, в стране ежегодно умирает 30 000 человек. К примеру, во время десятилетней войны Советского Союза с Афганистаном погибло меньше солдат. Поток наркотиков также представляет собой угрозу для стабильности центральноазиатских союзников России, правительства которых уже опасаются, что продолжающаяся суматоха в арабском мире в конечном счете скажется и на их собственной политической стабильности.
Но некоторых российских политиков беспокоит, что Соединенные Штаты играют большую роль в вопросе, который находится в ведении ООН или ОДКБ, где Москва занимает доминирующее положение. Они хотят, чтобы Соединенные Штаты сосредоточились на обеспечении правопорядка, наращивании потенциала и других вещах, необходимых для борьбы с наркобизнесом, исключительно в Афганистане, а не играли ведущую роль в создании региональных сетей, независимо от России.
В настоящее время американские чиновники обдумывают дальнейшие шаги, которые могут быть необходимы для обеспечения российской поддержки Центральноазиатской инициативы по борьбе с наркотиками. Но даже если американское правительство согласится на воздушное распыление в обмен на согласие России, афганские власти будут против подобного шага.
Одним из возможных решений может стать то, что НАТО примет давнее предложение Москвы взаимодействовать по Афганистану напрямую с ОДКБ по крайней мере до тех пор, пока трафик афганских наркотиков затрагивает Центральную Азию. Потом обе организации смогут поддерживать новые центры, интегрируя их в свои сети.
Соединенным Штатам и НАТО также следует вспомнить о беспрецедентном участии российских подразделений по борьбе с наркотиками в рейде на несколько лабораторий в провинции Нангарар в октябре прошлого года. Члены ОДКБ могут начать с участия в натовских операциях и впоследствии взять на себя ведущую роль, а НАТО, в свою очередь, будет помогать разведданными и оказывать другую поддержку.
Николас Гвоздев в своей колонке на WPR отметил, что обоюдная обеспокоенность Афганистаном поможет укрепить сотрудничество Москвы и Вашингтона, несмотря на постоянные разногласия по другим вопросам. И хотя проблема афганских наркотиков будет существовать еще долгое время, обеим сторонам необходимо эффективно работать над ее решением с тем, чтобы она не испортила их отношения в целом.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Для СНГ и России есть только один реальный выход себя СОХРАНИТЬ: это распылить ядерные компоненты полосой вдоль всей границы с Афганистаном.
Что бы ни одна собака несмогла пересеч границу безнаказанно и не без последствий. Иначе сдохнет наше поколение...
Да никуда они не денутся, им же нужно контролировать поставки наркоты, а поля сжигают у тех кто не платит за крышу