Рост морской силы Китая

В последнее десятилетие, пока Запад истощал себя в борьбе с исламскими экстремистами на Ближнем Востоке и Центральной Азии, Китай включился в быстрый, впечатляющий процесс укрепления своих позиций как морской сверхдержавы в восточной части Тихого и Индийского океанов.
Многие годы военные расходы Китая были сосредоточены вокруг Народно-освободительной армии, тогда как военно-воздушные и военно-морские силы оставались не более чем приложением к армии. Но с запуском их первого авианосца всему миру и в особенности Соединенным Штатам вдруг стало ясно, как сильно все изменилось. Амбиции Китая в морской сфере весьма обширны, они подкрепляются строительством флотилии – невиданным со времен кайзера Вильгельма II, который бросил вызов британской военно-морской мощи, создав Великую флотилию в начале прошлого века.
Пекин наращивает свои силы по нескольким причинам. Во-первых, Китай стремится перекрыть Соединенным Штатам и остальным морским державам доступ к Желтому, Восточно-Китайскому и Южно-Китайскому морям. Таким образом, Китай делает то же, что сделали американцы в Карибском бассейне в ХХ веке, разместив там свой океанический флот, имеющий возможность действовать глобально. Также благодаря этому Китай сможет не только овладеть природными ресурсами и цепями спорных островов, таких как острова Спретли и Сенкаку в этих морях, но и получит шанс воссоединить Тайвань с материком, если необходимо, силой, однако же без вмешательства США. Напор, с которым Китай в минувшее десятилетие противостоял и противился присутствию азиатских и американских гражданских и военных кораблей в регионе, говорит о его высокой решительности на этом фронте.
Во-вторых, Китай желает добиться международного признания и хочет иметь возможность проецировать власть в морских путях Тихого и Индийского океанов с развертыванием нескольких авианосцев и истребителей-бомбардировщиков невидимок пятого поколения. Подъем китайской экономики все больше зависит от импорта полезных ископаемых и нефти из Африки и Ближнего Востока, а способность защитить свои морские пути в Индийском океане и Малаккском проливе представляет собой ответственность, которую Китай больше не желает возлагать на другие державы.
Официально заявленный военный бюджет Китая на 2011 год составил $91,5 млрд, а это – резкий скачок по сравнению с 2000 годом, когда он составлял $14,6 млрд. И страна признает, что треть всех расходов на сегодняшний день направляется на военно-морские силы, хотя эта цифра, по всей видимости, занижена. Китайские военные расходы, как известно, непрозрачны, и большинство аналитиков сходятся на том, что страна тратит на свои вооруженные силы значительно больше, чем заявляет публично. Кроме того, средства, выделяемые Китаем на заработную плату своим солдатам, матросам и летчикам, – лишь крупица по сравнению с тем, какие суммы тратят западные правительства. Зарплаты, пособия и пенсии – самая большая статья их расходов на оборону. Именно это позволяет Китаю сосредоточить большую часть своего бюджета на строительстве систем вооружения, чего не могут себе позволить его конкуренты. В отличие от западных правительств, которые сокращают расходы на оборону, Китай в ближайшие годы рассчитывает лишь увеличить эти расходы.
Ключевая цель китайского наращивания сводится к отказу в доступе. Китай выстраивает свою стратегию отказа за счет двух основ: противокорабельной баллистической ракеты DF-21D («Даунфэн») и постоянного расширения и модернизации подводной флотилии. Командующий тихоокеанскими ВМС США адмирал Роберт Ф. Виллард сказал, что ракета DF-21D уже на этапе развития пригодна для эксплуатации; это означает, что она работоспособна, но пока нет нужды ее размещать. Источники в Тайване сообщают, что Китай развернул по меньшей мере 20 противокорабельных баллистических ракет. Независимо от того, развернуты ли они сейчас или только будут в ближайшем будущем, ВМС США считают, что Китай уже обладает средствами космической разведки и наблюдения, структурой командования и управления, а также возможностями, необходимыми для поддержки работы «Даунфэн». А с учетом недавних сообщений о ее дальности в 2600 км для военно-морских топографов эти ракеты становятся реальной проблемой при работе в районе континентальной части Китая.
Китайская программа по подводным судам была особенно интенсивна. На протяжении большей части холодной войны Китаем эксплуатировались устаревшие советские прибрежные подводные лодки. В 1990-х гг. Китай приобрел российские дизель-электрические подводные лодки класса «Кило» и сам выпускал по две дизель-электрические подводные лодки класса Song в год все прошлое десятилетие. Также он разработал и запустил высокотехнологичное дизель-электрическое боевое судно класса Yuan, которое может иметь бесшумный двигатель, не зависящий от ветровых потоков. Аналитики считают, что уже в этом году Китай запустит атомные подводные лодки класса Shang для дальнейшего укрепления и без того надежного подводного флота. Здесь, конечно, не обошлось без замечания Китая о том, что американский подводный флот значительно атрофировался со времен окончания холодной войны.
Китай наращивает свой морской потенциал не только для ограничения доступа, но также и для проецирования власти. Наибольшее внимание международного сообщества привлекли запланированные Китаем авианосцы и его новые истребители пятого поколения. В любое время ВМС Китая начнут морские испытания своего первого авианосца (в прошлом – украинского «Варяга»), который теперь называется ShiLang. Бывший советский военный корабль крупнее его европейских аналогов, но на треть меньше, чем американские авианосцы класса «Нимиц» (Nimitz). Более того, Китай официально подтвердил, что в 2015 году начнет строительство второго, более крупного авианосца с обычной энергоустановкой. Китай планирует или даже конструирует третий авианосец с обычной силовой установкой, а также планирует к 2020 году ввести в строй два авианосца с ядерной установкой.
Помимо флотилии, также важна и авиация Китая, которую он намеревается развернуть на своих плоскогорьях. Основным истребителем ВМС Китая будет самолет J-15 «Летающая акула» (Flying Shark), который в его текущей комплектации сравним по размеру и потенциалу с изъятым из обращения американским F-14 «Томкэт» (Tomcat). Его диапазон будет несколько ограничен с учетом подъема веса с авианосца. Однако успехи китайцев в аэронавтике и авионике, а также введение на новых авианосцах электромагнитных систем запуска самолетов в будущем поставит J-15 в один ряд с американским F-18 «Хорнет» (Hornet). Китай также мог разработать авиационную систему раннего предупреждения и управления (AWACS), что может стать огромным достижением. На фотографии, которая появилась в середине мая в Интернете, видна часть самолета AWACS, который, вероятно, был создан на основе E-2 «Хокай» (Hawkeye) и нереализованного советского проекта Як-44.
Что же касается перспектив китайской программы по авианосцам, с учетом вывода их эксплуатации этим летом американского «Энтерпрайза» (Enterprise), Соединенные Штаты будут иметь в своем распоряжении лишь 10 авианосцев, в то время как Китай только в одном Тихоокеанском регионе будет иметь пять.
Активное наращивание сил Китаем отмечалось даже в популярных западных СМИ, которые уделяли больше всего внимания китайскому прототипу J-20 (истребитель-невидимка пятого поколения с двойным двигателем). По размерам самолет превосходит американский Ф-22 «Раптор» (Raptor) и, вероятно, сравним с ним (хотя некоторые американские эксперты утверждают, что он больше похож на менее современный истребитель F-35, который будет основным на вооружении у Соединенных Штатов).
Свой первый пробный 15-минутый полет J-20 совершил в январе с аэродрома города Чэнду, который находится в юго-западной части Китая. Испытание было проведено в день визита американского министра обороны Роберта Гейтса в Пекин, где он встречался с китайским президентом Ху Цзиньтао. Это был решительный политический посыл, и истребитель стал предметом новостных программ по всему миру.
Считается, что Китаю оказывалась активная поддержка в разработке J-20. Существуют мнения, что Китай заполучил части самолета F-117, который был сбит в Сербии, и некоторые технологии были украдены у подрядчиков Минобороны США. С учетом этого американским планировщикам также следует предположить, что китайские инженеры получили доступ к частям вертолета-невидимки, который был сбит во время рейда на Усаму бен Ладена в Пакистане.
Эти очень быстрые высокотехнологичные достижения удивили многих западных обозревателей, которые пришли к выводу, что Запад постоянно недооценивал потенциал оборонного комплекса Китая и его стремление расширять и модернизировать свои вооруженные силы, особенно военно-морские. Но сейчас становится очевидным то, что мир сталкивается с серьезнейшим вызовом морской системе, в которой в последние 200 лет доминировали англо-американские ВМС. То, как Соединенные Штаты отреагируют на вызов Китая, на все столетие определит баланс сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Комментарии читателей Оставить комментарий