Пять самых странных фильмов о русских поэтах
Официальный синопсис ленты гласит: «Это история поэта Осипа Мандельштама, воссозданная на стыке искусств и жанров: кукольного театра, дизайна, компьютерной графики, документалистики. Бунтарский дух стихов Мандельштама прозвучал вызовом власти, и их автор был уничтожен государственной машиной — погиб в пересыльном лагере. Многое из написанного им могло не сохраниться, если бы не супруга Надежда, которая учила его произведения наизусть, переписывала вручную — в ожидании времен, когда они смогут быть опубликованы». Одноименную фильму песню написал одиозный российский рэпер Noize MC.
Предлагаем вашему вниманию краткий обзор пяти не менее причудливых фильмов, посвященных великим русским поэтам.
1. «Пой песню, поэт» (Сергей Есенин). Фильм 1971 года сделан примерно по тому же принципу, что и «Сохрани мою речь навсегда» - то есть балансирует на стыке художественного произведения, документальной ленты и визуализированного школьного сочинения. Знаменитый оператор Сергей Урусевский, выступивший здесь также и в качестве режиссера, представил все основные периоды жизни и творчества Есенина сквозь призму г стихов «Не жалею, не зову, не плачу», «Хороша была Танюша», поэм «Анна Снегина», «Страна негодяев» и множества других произведений. Есенина неподражаемо сыграл Сергей Никоненко, хотя режиссера вынуждали снять в этой роли Олега Видова, который был в то время женат на лучшей подруге Галины Брежневой.
2. «Случай Хармса». Фантасмагорическая притча югославского режиссера Слободана Пешича (1988). Биографических подробностей из жизни Даниила Хармса здесь искать не стоит: сюжет замешан на жонглировании парой его стихотворений («Ноты вижу, вижу мрак», «Купался грозный Петр Палыч»), бесконечными вариациями на тему «Случаев» и беспорядочными упоминаниями о Мандельштаме и Заболоцком. Прекрасно передает как сумбурный внутренний мир поэта, так и нервозную атмосферу Ленинграда 30-х годов.
3. «Бакенбарды» (Александр Пушкин). Странноватое подношение Юрия Мамина «Солнцу русской поэзии». Фильм 1990 года выполнен в стиле гротеска. В провинциальном городе Заборске появляется общество «пушкинистов», очередных «спасителей России». Используя для отличия бакенбарды и трости, которыми умело пользуются в стычках, декламируют Пушкина под строевой шаг и участвуют в политических интригах, ведя свою игру.
4. «Дуэль: Пушкинъ-Лермонтовъ». Фильм Дениса Банникова относят к жанру альтернативной исторической реконструкции и, вроде как, связывают с 200-летним юбилеем Михаила Лермонтова. Режиссер Денис Банников отталкивался от мысли, что наши национальные гении не погибли во цвете лет, а дожили до 1857 года, в который и разворачивается действие картины. Пушкину и Лермонтову поручают написать помпезную историю «Дома Романовых». Лермонтов противится, соавтор его уговаривает, предлагая изложить события стихами. Загнанный в долговую яму автор «Героя нашего времени» почти соглашается. Но тут между обоими стихотворцами возникает поэтическое состязание, которое закономерным образом перетекает в дуэль.
5. «Зеркала» (Марина Цветаева). Три новеллы Марины Мигуновой о самой порывистой, нервной и экспрессивной поэтессе Серебряного века. В прологе молодая Цветаева знакомится у Макса Волошина со студентом Сергеем Эфроном, который приехал в Коктебель подлечить больные легкие. Далее события последовательно переносятся в Прагу, Париж и сталинскую Россию. Сначала Цветаева изменяет своему безропотному мужу Сергею Эфрону и мучает своих детей, а потом и сама превращается в жертву, которую, кажется, сама судьба подталкивает залезть в петлю. В фильме можно увидеть также Ирину Одоевцеву и Бориса Пастернака. Они представлены в не вполне приглядном свете и, по большому счету, служат лишь фоном для Цветаевой. Некоторые сцены выполнены в стиле магического реализма – например явление Цветаевой в Елабуге гигантского белого коня. А фантасмагорический эпизод с «примеркой» противогазов явно позаимствован из фильма «Случай Хармса».
Кадры и фильмов взяты с сайтов с kinopoisk.ru и kino-teatr.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий
Думаю, спорить будут и об Есенине, престранный был человек.
Но Есенин был русским человеком. И русским людям интересен талантливый русский человек Есенин. Он многое интересное рассказал и о себе, и о нас.
Ваши личные фантазии о достоинствах еврейского русскоязычного литератора Мандельштама чересчур самонадеянны, думаю. "Навсегда вошло". Вижу, Вы с вечностью на "ты". Бывает.
Мандельштам, Пастернак, Высоцкий - зарабатывали литературным трудом на русском языке, в галактике Русской цивилизации. Чужой для них.
Такие у них сложились способы заработка.
Уж лучше тот же Пастернак торговал бы чаем в "Чайном доме Высоцких". Но жлобы Высоцкие не отдали дочку за нетолкового Пастернака. Досада.
Тайны гибели Пушкина, Лермонтова, Есенина до сих пор чрезвычайно важны. И охраняются заинтересованными лицами.
Обычное дело, талантливые люди многим интересны при жизни и вовлекаются в важные мероприятия. Важные мероприятия иногда заканчиваются гибелью.
Например, сам Азнавур (Азнавурян) считал себя армянином. Пару лет назад прославился дикими высказываниями в Ереване. Когда давал советы армянским мафиози.
Деятели искусств, работающие на русском языке, делятся на: русских, русскоязычных, русофобов.