«Москва никогда не спит»: Российская столица глазами ирландца
Действие картины проходит в День города и укладывается в сутки. Персонажей здесь великое множество, сюжетные линии относительно самостоятельны, однако судьбы всех семей номинально переплетаются друг с другом. Получился качественный праздничный киноальманах, снятый по модели «Елок» или, если угодно, недавнего американского «Старого Нового года».
Пожилой актер тяжело болен. Если ему вовремя не сделать операцию, то максимум через две недели он умрет. Правда, перспектива скорой кончины его удручает намного меньше, нежели отсутствие коньяка в больнице. В поисках заветного пойла он отправляется в ближайший бар, где его внезапно похищает шумная компания гопников. Актера играет Юрий Стоянов и фактически это такое полу-камео: вроде бы в диалогах персонажей присутствует намек на «Городок», но на самом-то деле умер не Стоянов, а его коллега по этой программе Илья Олейников.
Судьбы остальных персонажей не менее драматичны. Алкоголик со стажем (Михаил Ефремов) терроризирует свою жену и чуть ли не насильно отправляет двоих дочерей в ночной клуб. Те, понятное дело, находят там себе проблемы. Честный бизнесмен (оксюморон, однако!) в исполнении Алексея Серебрякова теряет выгодный заказ и решает уехать в Нью-Йорк. С ним должна отправиться молодая поп-певичка (Евгения Брик), но она колеблется, так как не может забыть своего предыдущего любовника. Также в фильме есть молодая пара, которая готовится сдать в дом престарелых бабушку-пианистку.
Ирландец Джонни О'Райлли много лет работал в Москве журналистом, искренне влюблен в этот город, а потому имеет право говорить о нем без прикрас, но и без нарочитой чернухи. Дураку понятно, что за сутки в судьбе персонажей ничего кардинально поменяться не может (особенно если это не Новый год или, скажем не война или поездка в монастырь). Режиссер и не делает излишне резких телодвижений, предлагая нам испить чаши с горьким и сладким питьем. Горечи, тут, конечно, несравненно больше и за эту сермяжную правду О'Райлли спасибо. Все, как по слову классика – «я люблю тебя, Москва – город, который не чувствует боли и не щадит никого» (Гарик Сукачев «Вальс Москва»).
Несмотря на все драматические перипетии сюжета, Москва в фильме не лишена величия и стати – будь то памятник Гагарину на Ленинском проспекте, узенькие переулки в центре столицы или лощеные башни Москва Сити. Если закрыть глаза на досадный ляп со станцией «Выхино», старомодно поименованной в фильме «Ждановской», можно признать, что в метафизическую топографию столицы ирландский гость проник достаточно глубоко. Район Бауманской, исторически связанный с куражами Петра I, показан в фильме как вотчина развеселых гопников. А Крымский мост, как, например и в песне группы «Кирпичи» «Я понял всё, спасибо, пока», служит местом разлуки влюбленных.
Противоречивость российской столицы подчеркивает и эклектичный саундтрек, куда вошли и произведения актуального хипстера Mujuice, и махровая попса. Пробирает до костей эпизод озвученный московской дэнс-металлической группой Mordor. Сдав бабушку в дом престарелых, парень выходит на улицы праздничного города и надевает на голову наушники. Энергичное вступление к «мордорской» песне «Что с тобой» одновременно озвучивает и сомнения совершившего неблаговидный поступок молодого человека, и марширующих на параде солдат. Под маской романтического героя нередко кроется закомплексованный и деструктивный индивид. И в творчестве группы Mordor, и в фильме «Москва никогда не спит» эти состояния с предельной честностью показываются в неразрывной связи.
Новый фильм Джонни О'Райлли, как лакмусовая бумажка. Каждый критик трактует его в меру своей испорченности. Вот цитаты всего лишь из двух рецензий.
««Москва никогда не спит» – это кунсткамера эгоистов, подлецов, моральных уродов и самовлюбленных трусов. В фильме нет ни одной здоровой семьи, каждый из героев либо изменяет жене, либо живет во втором браке, бросив первую семью, либо разбивает семью уже существующую. В фильме все сплошь алкоголики и бессердечные подонки, которым и сестру пнуть не стыдно, и человека украсть, и в чужую квартиру влезть, и бизнес увести» (Empire).
«Такую Москву, как в картине О’Райли, покинуть непросто. Она яркая, праздничная, вибрирующая. За каждым окном в ней таятся семейные тайны и бытовые трагедии. В ней даже гопники оказываются по-ирландски веселыми (сам О’Райли признается, что приукрасил их чуть-чуть), любовницы мирятся с женами, а внуки вызволяют бабушек из домов престарелых» (kinopoisk.ru).
Комментарии читателей Оставить комментарий
Рома прям из штанишек выпрыгивает, лишь бы грязью москвичей облить.
Нормальные жители других городов понимают, что есть москвичи, а есть понаехавшие, которые штамп с московской пропиской, могли бы, на лбу выбили, с гонором необъезжанной, неумной лошади, им абсолютно наплевать на город, они умеют только "доить".
Как аукнется - так и откликнется.
Презираете Россию и ее жителей - получаете ответную ненависть и презрение.
Вообще-то это Стоянов осиротел без Олейникова.
Это у москвичей полно ненависти? Ты, значит, дружок, не видел всей России. Как только приезжаешь в другой город и если там узнают, что ты из Москвы, так сразу же начинается шипение. Именно москвичи сделали свой город таким удобным и привлекательным, что сюда едут и едут, но уже со своими законами, традициями и пренебрежением к Москве и москвичам. Была "смешная" история: одна женщина (жена военного, которого перевели служить в Москву) хаяла Москву, обливала грязью: москвичи и такие и сякие. Когда ей сказали, ну что же ты, мол, так мучаешься, уезжай из Москвы, то в ответ услышали: "Мы её заслужили". Да, сейчас моя Москва стала мне мачехой, но всё равно это мой город: здесь моё рождение, здесь детсад, школа, институты, друзья, знакомые, могилы родных и близких, здесь моя жизнь. А что касается приезжих, делающих мой город чужим для нас, всё равно он их перемелет.
В Москве есть всё - и блеск, и нищета, и алкоголизм, и спесь. Но москвичи очень гордятся свей московской пропиской - это у них, как знак качества. Самый последний алкаш и ничтожество с пропиской считает себя пупом Земли. Жаль, что анахронизм прописки ещё держится. Если её отменят, то в Москве проихзойдёт революция!