В фильме «Сон в красном тереме» от «Наутилуса» не оставили камня на камне
Мероприятие прошло в музее «Пресня» 23 марта в рамках серии лекций «Рок-кино. Русская версия», организованных специалистом по рок-поэзии, доктором филологических наук Юрием Доманским. Документальный фильм «Сон в красном тереме» снят в 1989 году и посвящен свердловскому року.
Екатеринбург славится своими основательными культурными традициями. Здесь базировалась знаменитая Свердловская киностудия, где начинал прославленный Владимир Хотиненко. В его «Зеркале для героя» впервые в кадре появился Вячеслав Бутусов. В Екатеринбурге жил, творил и погиб один из величайших поэтов ХХ века Борис Рыжий и ныне здравствует переехавший сюда из Тюмени Владислав Крапивин. Процветает театр Николая Коляды. Ну и, конечно, в России повсеместно до сих пор высоко котируется екатеринбургский рок, что во многом произошло благодаря Илье Кормильцеву, Вячеславу Бутусову, «Агате Кристи», «ЧайФу» и «Смысловым Галлюцинациям».
Некоторые из них и стали центральными героями фильма «Сон в красном тереме». Картина начинается с полноценного клипа на «Канкан» «Агаты Кристи». Далее прозвучит еще пара вещей из альбома «Коварство и любовь», но почему-то интервью с участниками группы в ленте отсутствует. Чем это обусловлено, сейчас понять сложно. Можно лишь предположить, что «Агата» на тот момент считалась самой молодой, но перспективной свердловской группой, и ей просто дали некий аванс, использовав ее песни в кадре.
Зато в фильме много «ЧайФа». Причем тогда это была совсем другая группа, нежели та, к которой мы привыкли. Парни рубили практически посттпанк с ярко выраженным социальным подтекстом, так что не приходится удивляться, что в тот период они давали совместные концерты с питерским «Объектом Насмешек». Хотя черты нынешнего прекраснодушного «ЧайФа» начали проступать уже в конце 80-х. Во всяком случае, журналистка Марина Тимашева как раз упрекает «чайфов» в кадре в использовании «простонародных структур в эстетском роке».
Суждения представителей московской рок-прессы (среди которых, помимо Тимашевой, оказались Илья Смирнов и Сергей Гурьев) вообще исполнены не всегда оправданного снобизма. Особенно досталось на орехи «Наутилусу Помпилиусу», который к тому времени покинул Свердловск, что приравнивалось к «предательству идеалов». По-сибаритски возлежащие на фоне Останкинского пруда столичные «акулы пера» не оставляют от «Нау» камня на камне. Унизить музыкантов призваны также фрагменты выступления некоего ресторанного бэнда с «Я хочу быть с тобой» и байки о Вячеславе Бутусове, который, якобы, довел до суицида девушку и посвятил ей потом эту песню. В фильме это смешно проиллюстрировано анимационой вставкой с дембелем Славой, который, узнав о трагедии, бессильно роняет на пол «ту самую» выданную пожарным справку.
Много места в фильме уделено недооцененному «Апрельскому маршу». Кроме песен и обширных фрагментов интервью сразу с несколькими участниками команды, в фильме присутствует забавный эпизод с матерью лидера группы Игоря Гришенкова и сюрреалистическая постановочная мизансцена с вокалистом Михаилом Симаковым. Среди прочих героев «Сна» - Настя Полева, «Отражение» и «Трек», а неким камеротоном выступает Илья Кормильцев, чьи пространные монологи о возможностях языка и метафизике Екатеринбурга выглядят свежими и актуальными по сей день.
Следующий показ из серии «Рок-кино. Русская версия» состоится в музее «Пресня» 20 апреля. Гости увидят и обсудят документальное рок-кино в его сибирской версии — фильм о Егоре Летове «Здорово и вечно». Начало в 19.00, вход свободный!
Комментарии читателей Оставить комментарий
Не пойму, на каком основании вышеперечисленное может в принципе называться роком, да и вообще, музыкой? Какое-то жалкое обезьянничание. Сравнить Грандфанковскую "Railroad" или "Licorace" c примитивным творчеством пост-советских "wannabes"... Начиная даже с качества звукозаписи. Не знаю, просто не могу свой слух насиловать. Да, и русский язык просто не приспособен для рока, при всей моей фанатичной и трепетной любви к нему.
Фальшиво все это. Это как мальчику усы приклеить.
Не нужно судить о роке по песням Цоя = "мы ждем перемен!". Это "узкоместные категории"... А Шевчук, например, против перемен, потому что "революция, ты научила нас верить в несправедливость добра"... И "Черный обелиск" туда же: "День прошёл, а ты всё жив!"... Впрочем, все живут "от Мендельсона до Шопена"...
Да нет, не каждый! Я , к примеру, "не достиг" ни Бутусова, ни "ногу свело", ни "Ухо проглотил"...И ничего, живу себе, в пику разным рокерам советской эстрадой, ставшей легендой для миллионов. В отличие от поклонников какого-то мызыкального вывиха, названного , как судьба...Роком. Уж увольте, если мне суждено сойти с ума, то без помощи рока. Аминь!
Но у рока есть одно достоинство, сомнительное, правда: он хорош там, где надо собрать толпу и послать эту толпу на баррикады, или на крышу высотки, или на ограбление банка...Проверено!Отличный инструмент для зомбирования, Церковь отдыхает!
А я рок не люблю! За изобилие натужного шума, за некий призыв...в никуда, за хаос полифонии, в которой с трудом можно уловить некую попытку гармонизировать этот хаос. Это как цоевское"мы ждем перемен!" В подтексте: придите кто-нибудь, наведите на этой земле, в этой стране, в этом городе Порядок, мы ждем, мы требуем!...Какой порядок, неведомо. Но придите, сделайте что-нибудь, а мы подождем, покричим тут, на сцене. Так и в роке-призыв ...в черную дыру нерешенных и нерешаемых проблем. Бесконечная дискуссия слепых о живописи, глухих - о музыке. Подразумевается существование классики, камерной музыки - Чайковского, Моцарта, Рахманинова...но это-Вершины, нам не достичь! Мы довольствуемся роком. Не так ли и в живописи, где Репин и Васнецов, Шишкин и Иванов - Эвересты, а мы довольствуемся импрессионистами-имажинистами, без уха или с квадратными глазами...
Лишенные слуха довольствуются караоке: можно удовлетворить потребность , проораться, не нарушая закон о Порядке. И слова знать не надо, в титрах все есть.
Скучно жить, девушки!...
Рок я люблю. Разный. Не сравнивая, потому что стиль каждой группы отличается. Нельзя же сравнивать, например, "ДДТ" и "Пикник" - у каждой группы своя репертуарная ниша. Под разное настроение слушаю из своей коллекции и "Тяжелый день" (Бажин = вокал - чума! в 1987 году), и "Черный кофе", и "Черный обелиск" и "Мономах" и другие. Так и с зарубежным роком = из любимых выделяю "Grand Funr Railroad" и "Ten Years After", хотя есть любимые произведения и у других групп ("Чикаго", "Волосы", даже старозабытые "Monkees"). Словом, не покушайтесь на свободу творческого поиска и не придирайтесь. Для меня "Beatles" это и "Yesterday" и "Why dont we do it in the road?". И не сравниваю одно с другим - просто слушаю, не задаваясь глубинным смыслом текста или музыкальной аранжировкой.--- Тута тортик принесли - самый раз послушать "Savoy Truffel" "битлов". Are you ready?..:-)))