]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Кино
Главная → Кино → Крупный план
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Дюнкерк». Воевали плохо – снимают хорошо

09:44 1.08.2017
, Елена Кирякова

Фильм «повелителя снов и времени» – британского режиссера Кристофера Нолана - неожиданно вызывал большой шум в блогосфере, среди публицистов и даже историков

Неожиданно – потому что уже не в первый раз так называемые союзники перетягивают на себя одеяло, создавая военные фильмы даже без намека на вклад СССР в победу над Третьим рейхом, но, видимо, на этот раз чаша терпения переполнилась.

«Дюнкерк» – история о том, как британцы проиграли Гитлеру Францию и еле унесли ноги через Ла Манш в 1940 году. В реальности это был позорный побег, а в кино получилась – блестящая эвакуация. Ловкость рук и никакого мошенничества. В России, где еще остались люди, знающие историю, задаются вопросом – как одно из самых крупных поражений в истории Британии (по словам Черчилля) вдруг стало величайшей победой (по пафосному патриотизму в финале картины)?

Впрочем, многие в нашей стране поддались красивой киношной картинке.

«Дюнкерк – Дюнкерк! Ах, гениальная операция по спасению, ах, какой подвиг британских моряков и летчиков! Все как с ума посходили! Умиление и слезы над киношкой, в которой «массовые налеты» немецкой авиации изображают одиночные «Хейнкели», разрыв немецкой «сотки» – ямка, которую можно перепрыгнуть, а обстрел немецкой артиллерией берега – пара десятков всплесков в воде и что-то невнятное на суше. Впрочем, это кино!» – пишет на своей странице в «Фейсбуке» военный эксперт Владислав Шурыгин.

При этом, по его словам, все сразу забыли о двух операциях по эвакуации Красной Армии, которые уступают Дюнкерку разве что по количеству эвакуированных. И только! «Зато по целому ряду параметров кроют пресловутый Дюнкерк, как бык овцу!

Я говорю о прорыве балтийского флота из Таллина в Кронштадт и об эвакуации окруженной Одессы. Обе этих операции прошли в 1941 году. Таллинская – 27 – 30 августа, Одесская – с 30 сентября по 16 октября. Напомню, «чудо Дюнкерка» – это бросок через пролив шириной 86 миль. И, благодаря столь малому расстоянию, в «чуде» смогли поучаствовать, а точнее – его осуществить сотни моломерных судов, для которых такой заплыв был вполне доступен. И даже в этих условиях британцы потеряли треть всего участвовавшего в эвакуации флота», – отмечает он.

Но, как могло показаться, зрители обрушились с критикой как раз не на нолановский экшн, а на наших режиссеров, вспомнив все незаслуженно забытые подвиги соотечественников – мол, а где наш продукт?

«И знаете, после просмотра «Дюнкерка» возникает много вопросов к нашим «творцам». Почему мы так не можем? Почему британец может снять кино о том, как армия численностью в 400 тыс. солдат отступает, бросая своих союзников на откуп врагу, так, чтобы это выглядело грандиозным достижением и подвигом? Почему это не выглядит грандиозным же провалом в борьбе с противником? Почему в фильме нет истерящего начальства, которое *** все полимеры? Почему люди ведут себя по-человечески? Почему наши режиссеры и писатели только и могут, что испражняться на историю Великой Победы СССР, на свой же народ, внесший величайший вклад и перенесший величайшие страдания?» – пишет пользователь Bairum на одном из кинопорталов (орфография и пунктуация сохранены).

В фильме три сюжетных линии, условно связанные с сушей, водой и воздухом. В каждой из них – 2-3 героя и не только своя история, но и «свое» течение времени – события на суше занимают неделю, в море – день, а в небе – всего один час. Сюжетные линии стремятся к единой точке с разной скоростью – кульминация спасения солдат, одного пилота и офицера на прогулочной яхте отца, сына и другого парня, который испускает дух к концу фильма. На самом деле этот парень с простым английским именем Джордж – аллюзия на всю историю дюнкеркских событий. Он пускается в опасные приключения просто для того, чтобы помочь другу и его отцу, хотя по жизни он неудачник и не сделал ничего выдающегося, но амбициозен – сделать что-то выдающееся всегда мечтал.

В то время пока отец и сын, полные отваги, спасают офицера с потонувшего корабля, пилота вытаскивают из упавшего на воду самолета, парень проявляет себя лишь в том, чтобы случайно попасть под горячую руку спасенного офицера, упасть и громко стенать, ослепнуть и умереть после долгих душевных излияний. И именно о нем напишут газеты, как о герое – потому что сердобольный сын «капитана» отнесет его фото в редакцию с рассказами о совершенном подвиге. В чем-то это ирония Нолана – «герой Дюнкерка», как написали о нем в заголовках – это парень, который ничего не сделал или сделал меньше всех. Так же чувствуют себя солдаты, вернувшиеся на родной туманный остров. «Мы же ничего не сделали, просто спаслись» – «молодцы, молодцы!»

Вот так побег превратился в победу. Можно ли ругать нацию за то, что она собственные промахи обставляет в исторической летописи кинематографа, как великие достижения? Конечно, нет, молодцы – у нас же предпочитают каяться за свою победу, пока другие гордятся поражениями.

«Есть такой печальный момент, касающийся наших кинобонз, то есть тех, кому деньги выдаются без вопросов – дело в том, что они ориентируются не на отечественную историческую масскультуру, а на европейский кинематограф, – высказывает свою точку зрения на то, почему мы продолжаем каяться, публицист и кинокритик Виктор Мараховский в беседе с Накануне.RU. – А европейский военный кинематограф – это полностью и целиком кино проигравших. Потому что, помимо СССР, Британии и США, пожалуй, только в Югославии снимали успешно-победительные фильмы. Вся остальная Европа была проигравшей, была потерпевшей и получившей урок по итогам Второй мировой войны, за что ее и «попилили». И эту культуру проигравших в силу отсутствия мозга или достоинства многие наши киногранды переняли».

Самое интересное, что фильм Нолана – вовсе не историческая эпопея о войне в классическом смысле, это «фильм-катастрофа», где есть условный враг – немец, а точнее, просто смерть, на его месте могла быть любая стихия или внеземные твари, да хоть Кинг-Конг. Перед зрителем поток очень захватывающих, мастерски сделанных клиповых эпизодов, в которых персонажи просто пытаются спасти собственную жизнь. Не мир, не нацию, не родных и близких, а собственную шкуру – что в принципе идет в фарватере индивидуалистической идеологии Запада (не само по себе желание жить, тут полное сопереживание и никакой критики быть не может, а именно героизация этой стороны войны – «спасти себя» прежде всего). Хорошо показан постулат «выживает сильнейший и любой ценой» – например, нужно схватить носилки с раненым – но не из сочувствия к умирающему собрату, а сообразив, что с носилками можно пролезть на корабль без очереди. «Человек человеку волк» – особенно, если человек француз, а ты британец, и спасать должны только тебя – «бон вояж» и «оревуар, май дарлинг».

Рев падающих бомб, гул налетов, резкие щелчки выстрелов, вой сирены – полное погружение в адские будни войны. С технической точки зрения, это произведение искусства – и без всякого 3D. Создается нарастающее напряжение, потрясающая музыка Циммера выводит «шумы» и «звуки» на главные роли. Отсутствие традиционных диалогов о том, кого герой оставил дома, предысторий, слезливых линий любви, образ немцев, как просто некой уничтожающей стихии, роднит фильм с отечественной лентой «28 панфиловцев», отмечает Виктор Мараховский. У нас, по мнению эксперта, уже начинают появляться «победные» картины, другое дело, что качество продолжает хромать.

В фильме Нолана есть несколько особо пафосных моментов, которые возвращают нас на карту с историческими координатами, эдакие сентиментальные агитки, от которых слезы наворачиваются, но то – заслуга режиссера, а не Британии во Второй мировой. Во-первых, появление в Дюнкерке маломерных судов – «мы пришли за своими ребятами». Во-вторых, неожиданно радушный прием спасенных солдат на родине – их встречают пивом и песнями, газетная речь Черчилля в Палате общин, мол, мы рады, что всех спасли, но мы будем биться дальше, на суше и на море, пока Новый свет не придет на помощь Старому. Новый свет, кстати, так и не пришел на помощь, пока в войну не вступил и Советский Союз – фигура умолчания в западных киношках про Вторую мировую.

На самом деле, маломерными судами должны были управлять военные, а не отважные пенсионеры с детьми, но многим английским джентельменам не понравилось, что армия реквизирует их собственность – и «капитаны» отправились в опасный путь вовсе не потому, что очень хотелось стать героями, а чтобы в суматохе войны не потерялась и не пострадала собственность, а она все-таки частная – яхта, лодка. Но такие героические моменты, как появление гражданских судов, по мнению Виктора Мараховского, призваны показать зрительским массам на Западе, что даже проигрывают они – побеждая:

«Я не хочу критиковать художественную манеру фильма, это творческая манера режиссера Нолана, он совершенно сознательно отказался от изображения масштабных военных сцен в пользу камерной батальной драмы. Что же до идеологического наполнения – то, во-первых, в отличие от многих коллег, я бы не стал принижать масштабность эвакуации. Британцы там выступили по-своему героически в том смысле, что они спасли подавляющее большинство своих и около четверти французов. Естественно, сам по себе выбор этого эпизода в военной истории говорит о том, что Запад по-прежнему хорошо владеет «пультом от реальности». Это попытка извлечь из истории о чудовищном поражении союзных войск во Франции в начале Второй мировой войны эпизоды героизма, чтобы таким образом отучить свои зрительские массы от мысли о том, что их войска могут проигрывать, терпеть поражения».

С исторической точки зрения Дюнкерк – это действительно нереальные события, таинственные, но такими их делают не британцы, а сами немцы. Что произошло на самом деле? В ходе майско-июньского наступления 1940 года гитлеровские танковые колонны наголову разгромили превосходивших их французов и англичан (есть еще вопросы – «А что, Сталин не был готов к войне?» – а кто был готов?). Прижатые к берегу в Дюнкерке англичане должны были научиться ходить по воде или погибнуть, но вдруг, ни с того, ни с сего акция чрезвычайного человеколюбия – и Гитлер отдает танкам стоп-приказ.

Почему же «чудом» называют спасение 300-тысячных английских войск? Побросав всю технику и оружие, британская армия в маленьких суденышках с позором покинула Францию. Если сравнивать с мирной жизнью – ребята совершили подвиг, что спасли свою жизнь. Но по военным меркам Второй мировой, это была морская прогулка из «Трое в лодке». Тут нет никакого чуда, только одна тайна – с чего такая доброта у немцев? Секретный приказ о приостановке наступления был передан немцами по радио (!) в незашифрованном виде, так, чтобы он был ПОНЯТЕН англичанам – остается сделать вывод, что это не ошибка немецкого командования, а намеренная акция.

О странностях дюнкеркского спасения писал в 1956 году французский историк Гутар: «Гитлер был убежден, что Англия... будет вынуждена заключить мир. Он имел твердое намерение облегчить англичанам это дело и предложить им чрезвычайно великодушные условия. Было ли удобно при этих условиях начать с того, чтобы захватить у них их единственную армию?.. Лучше... позволить их войскам совершить посадку на суда, что не представляло никакой опасности, так как они не могли взять с собой оружие, и война уже на исходе». После запальчивой речи Черчилля, которую так слащаво-пафосно Нолан оставил на десерт в финале (смазав, судя по отзывам, многим впечатление от фильма) – бои между британцами и немцами до наступления на Советский Союз практически не велись, исключением были незначительные столкновения в Северной Африке.

Почему же так задел российского зрителя «Дюнкерк»? Мы все знаем, что вот уже 25-30 лет в России переписывают историю Великой Отечественной войны, но здесь мы хоть что-то можем сделать сами и повлиять на это. Но в случае с англичанами – не пойдем же мы с официальной нотой к режиссеру Нолану: «Не могли бы вы снимать правдивые фильмы о войне, сэр? Покажите, как вы позорно бежали, бросив французов и потеряв треть своего флота». Нет, конечно. Но мы можем пойти к своим режиссерам и сказать – хватит снимать чернуху про Великую Отечественную войну. Может, хватит каяться? Ни одному англичанину не пришло в голову после Дюнкерка пойти просить прощения у французов и бельгийцев. Почему-то фраза из фильма «выживание – дело грязное», когда речь идет об одной личности, многим кажется вполне оправданной, а выживание целой нации – должно быть безупречным и этичным, с применением прав человека к каждому врагу?

Фото: Кадры из фильма «Дюнкерк». Kinopoisk.ru

Темы: Кино, Кино в мире, Премьеры в мире кино
Источник: НаканунеRU
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 04.08.2017, 18:55
    Гость: Скучножить

    «Ленин» — грузо-пассажирский пароход типа «Пенза» был построен в Данциге в 1909 году по заказу «Добровольного флота». Первоначальное название — «Симбирскъ».
    В 1940 году «Ленин» был зачислен в состав Черноморского государственного морского пароходства.
    27 июля 1941 года конвой из трёх транспортных судов — «Ленин», «Грузия» и «Ворошилов» — в сопровождении сторожевого катера СКА №026 вышел из Севастополя. В районе мыса Сарыч «Ленин» подорвался на советском минном поле и через несколько минут затонул.
    Шлюпки с «Ворошилова» спасли 208 человек, «Грузия» и сторожевой катер спасли около 300 человек. Число погибших неизвестно, приблизительно оценивается в 2500 человек.
    12 августа 1941 года Военный трибунал Черноморского флота приговорил лоцмана «Ленина» лейтенанта И. И. Свистуна к высшей мере наказания — расстрелу, а старшего лейтенанта И. А. Штепенко к 8 годам тюремного заключения с отбытием наказания после войны.
    18 августа 1992 года И. И. Свистун был реабилитирован посмертно."(С)
    Я так понимаю, что ты, Далана, одной верой в гений товарища Сталина, провел бы транспорт без карт минных полей (кругом немецкие шпионы, лоцманам карты не давать!) и отключенных маяках (немцы могут высадить десант ночью по всему побережью Крыма!). Ты ведь, Далана уникальный специалист всех и всяческих наук...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 03.08.2017, 20:42
    Гость: Alex202

    Принято. От Вас воспринимаю как комплимент.
    "Права или не права моя страна, но это моя страна"
    Как видите у американцев всё же можно чему то поучиться.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 03.08.2017, 18:32
    Гость: Дык

    все таки приходится брать любезность обратно... Извините, обознался...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 03.08.2017, 18:13
    Гость: Ты бы еще

    про гуталин дыкнул

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 03.08.2017, 18:11
    Гость: Польша

    привыкла к подачкам со стороны ЕС, а халявщикам всегда мало, вот снова с Германии трясет, а зачем самим что-то делать? Беловежскую пущу собирается пустить на дрова, ломать не строить!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (123)
]]>



]]>
Выбор читателей
Олег Царев: Молчание Путина и Трампа — не случайность, а осознанная пауза
Уиткофф: Россия пошла на уступки по пяти областям Украины
«Разговоры о важном» начнут проводить в детских садах с сентября
Дональд Трамп
Трамп не будет участвовать во встрече Путина и Зеленского
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
«Право на жилище и его неприкосновенность – это не только право на четыре стены и крышу. Это право на обладание своей идентичностью»
Министерство любви «Bootleg»
MOSKWITCH «Хандра» (интернет-релиз)
Техосмотр по-новому: как накануне выборов разозлить 40 миллионов граждан
Горан Брегович, Эмир Кустурица и Гарик Сукачев, 26 августа, Music Media Dome
Великое переселение в Сибирь. Часть первая
Майданы - главный враг демократии
Мара посвятила «Раненые города» русским Донецку и Луганску
«Пикник» показал, что будет с нами через 10 000 лет
Игорь Растеряев, 1 сентября, «16 Тонн»
Лидер «Эшелона» дал свой ответ неправильному патриотизму
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.