]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Кино
Главная → Кино → Премьеры
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«"Тобол" - фильм не прозападный, а предупреждающий об изысканном коварстве Востока»

14:50 10.03.2019
, Галина Иванкина

Тобол, Пётр и фильм-комикс. Ощущение от фильма: это нечто скомканное и маловнятное. Кто? Куда? Зачем? Смешались в кучу кони, люди, купола, шатры, камзолы

Какие-то парики-аллонж, сменяющиеся монгольскими уборами, кареты с малиновыми шторами, бородатые мужики да румяные бабы — всё это куда-то несётся и тащится.

Пётр Великий выдаёт громокипящие банальности — на сильном ветру. Так положено. А гардемарины, как обычно, - вперёд!

Потом, правда, выясняется, что исторический боевик «Тобол» (реж. Игорь Зайцев), показавшийся мне набором сцен - экранный вариант будущего сериала. Отсюда — отрывочность мысли и укороченность смысла — на фоне долгих — искромётных боевых сцен. Ибо! Массовый зритель (пацан-и-попкорн) любит, когда наши мочат ненаших или вообще кого-нибудь «плохого». Главное — мочить подольше, используя полюбившийся нашим киношным корифеям эффект замедленного взрыва или пролёта снаряда (как в мальчиково-танчиковой мелодраме «Т-34»). Авторы «Тобола» также не преминули воспользоваться этой лепотой — хорошо, что лишь на время титров.

Драка! Посему надо урезать всякие беседы «ни о чём» и выдать кровавый пир с подыманием юного барабанщика на копья. Допускаю, что сериал будет лучше — есть неплохой задел и кое-какие прилично снятые фрагменты. Опять же — виды природы, которые всегда выручают любой кино-шлак.

Вместе с тем, сочинитель одноимённого романа — Алексей Иванов — выказал гнев и печаль в ответ на экранизацию своего монументального детища. Но не будем о грустном. В конце-то концов педантичные историки полагают, что и фолиант Иванова — больше «фэнтази вокруг да около», чем реальная летопись края. Так что мы преспокойно можем увязнуть в поисках ошибок, огрехов и «допущений в пользу коммерческой занимательности».

Наш славный эрудит-националист Егор Холмогоров иронически заметил: «Самая легкая провинность — отступление от книги Иванова, которое довело дело до скандала — писатель отказался от упоминания в титрах и публично разругался с режиссером». Kак они «публично ругались», я не наблюдала, поэтому верю Холмогорову на слово.

Однако же я согласна с тем суровым мнением, что понять и оценить роман (да и фильм) «Тобол», можно только зная всю историческую суть, изложенную в тексте; глубоко чувствуя душу Сибири — а у неё, поверьте, есть своя тайна. Если по-умному, даже легкомысленную «Анжелику» нельзя смотреть без понимания материалов по делу коррумпированного функционера — Николя Фуке, ибо тот очаровательный сюжетец построен на теме казнокрадства и соперничества с королём. А вам бы только будуары да фермуары? Не говоря уже про местных «Гардемаринов», участвующих в распутывании французских интриг при русском дворе. А вы думали, что там про любовь? Знания не умножают скорбь — они создают многомерную вселенную. Но вернёмся нашу Сибирь!

В кинофильме «Тобол» мы созерцаем этакий набор картин — что-то наподобие комикса. И всё, как в настоящих комиксах — предельно упрощено и — уплощено. Не сказать — сплюснуто. Для понятности. Царь Пётр давно — слишком давно - превратился в символическую фигуру, которую в зависимости от конъюнктуры поворачивают к нам то одной стороной, то  противоположной. То он — реформатор, державный плотник и ниспровергатель мрака; то — запойный ублюдок, изничтожающий русскую идентичность. Но по любому — алгоритм.

Авторы «Тобола» превзошли всё и вся — мы видим некую маску, личину, которую носит артист Дмитрий Дюжев — высокий и красивый, спору нет. Пётр — по схеме — должен орать, крепко обнимать «сынов Отечества», брутально махать кулаками и не менее свирепо отдавать лаконичные приказания. Зрителю ясно — вот Пётр I, а Дюжев — зело дюж.

Далее - Матвей Петрович Гагарин, один из сподвижников царя и — жертва собственной алчности. Жестокая и бриллиантово-златая эпоха порождала такие же характеры. Матвей Гагарин — персона почти равная Александру Меншикову — по размаху, мощи, уму и  казнокрадству. Да, я неслучайно помянула и Николя Фуке — талантливого и преступного деятеля времён Людовика-Солнце: публицисты и романисты XIX столетия иной раз именовали Гагарина «русским Фуке», хотя, на мой взгляд, сравнение весьма поверхностно. Одно верно - то были настоящие монстры барочной цивилизации! Амбициозные и наглые, они роскошью затмевали не токмо большинство европейских государей, но и восточных владык. Григорий Данилевский в своём посредственном, но типичном (а потому — интересном для исследователя) произведении «На Индию при Петре I» писал о Гагарине так: «Никто не смел жаловаться на самовластного, богатого князя. Сильные охотно с ним делились; мелкие боялись и взглянуть на пышного сатрапа, творивщего беспощадную расправу и суд не только над инородцами, но и над своими».

Но! Родовитый боярин, сподвижник и друг царя, Матвей Петрович сделал очень много для развития Сибири и становления новой петровской России. Правою рукой возводил и созидал, левою — подло грабил. Жил — широко и умер — мученически. После чудовищных пыток был казнён. Пётр дорожил своим товарищем, но таких злоупотреблений не знала земля Русская — ни до, ни после (надо сказать, что Людовик XIV обошёлся с Фуке гораздо милостивее — всего-навсего влепил ему пожизненное заключение, дозволив заниматься науками и книгочейством).

Но Пётр вам не Людовик. Русский Галантный век — не лишь кружева и фижмы. Путь Матвея Гагарина — это доблесть равная мерзости, триумф напополам с дикарским шиком, а затем - падение, трагедия, боль. И — слёзы разгневанного, обманутого Петра. Здесь же, в кинокартине, нам предлагают суетливого чиновника, этакого пройдоху и пакостного мздоимца. Никакого масштаба. Только мелкотравчатая страстишка к золотишку. Типаж вышел одномерным и  осовремененным. (Наш провинциальный нувориш, вообразивший себя неподвластным и всемогущим). Я же говорю — комикс, а этот жанр осовременивает любую story. Зато парик и шуба — отменные. Картинка тут вообще — сочная. Комиксы завсегда симпатично смотрятся. Особенно с попкорном и кока-колой.

Но более всего «досталось» Семёну Ульяновичу Ремезову — одному из достойнейших людей петровской когорты. Коренной сибиряк, уроженец Тобольска, он обладал настолько разнообразными и значительными познаниями, что диву даёшься! Kартограф, архитектор, строитель, воин, историк. Не был он чужд рисованию и математике. Наивные - мы ждём открытий и даже откровений. Но — нет. Пред нами — простоватый, хотя и вполне симпатичный мужичок-боровичок, с прибаутками да словечками. Он смахивает на купчишек из пьес Александра Островского — норовистых да нраву буйного. Сразу видно — горазд выкушать чарку зелена вина да оглоушить ворога чем потяжельше. Сложно представить, что этот мил человек вообще образован, а не ставит крестик при заключении купчей. «Он непрерывно ругается и по-бабски скандалит, плачет, дерётся оглоблей, дрыхнет посреди дня в телеге и… ни разу не берёт в руки перо», - возмущается Холмогоров.

Все патриотические журналисты и критики отметили, что фильм — западнический по духу. Мол, единственным по-настоящему привлекательным героем оказался пленный швед — Юхан Густав Ренат. Он чётко выписан, как минимум. В отличие от героев-схем, вроде Ивана Демарина — по идее главного персонажа. Действительно, затмевает. Но, как мне кажется, это исключительно за счёт авантюрной линии Рената. Кстати, сей швед — также известная личность - первый европеец, составивший детализированную карту Джунгарии и Восточного Туркестана.

Я бы повернула иначе: фильм — не прозападный, а  предупреждающий об изысканном коварстве Востока. Резон таков: любой западный враг — сугубо рационален и внятен. По одной веской причине — и Россия, и Европа принадлежат к Христианской ветви цивилизации, а потому швед и русский скорее поймут друг друга — пусть даже и сталкиваясь на поле брани. Восток же — дело тонкое, как говаривал красноармеец товарищ Сухов. И — чужое.

В «Тоболе» великолепно показана эта разность. Эти два не пересекающихся мира. Когда наши ребята в треуголках и ботфортах встречаются с джунгарами, одетыми в ордынский доспех века этак тринадцатого; когда мы видим русича или шведа на фоне «вечных» кибиток и шатров, понимаешь: «Запад есть запад, восток есть восток». Это уже не конфликт народов (как под Полтавой), но — столкновение эпох.

Восток — сосредоточение и консервация. Русь, если её не давят игом, это — движение, поиск и частенько - свежий авангард. В XVIII столетии Российская Империя создала культуру, науку, производство, кораблестроение, став одной из европейских супердержав. Петровские реформы — это не «убийство самобытности», а возвращение к себе, что и доказало ускоренное развитие русского общества в век Просвещения.

Другое дело, что фильм «Тобол» - в экранной или же сериальной версии — это вещь на один раз. Посмотрел и забыл. Нечего и сравнивать с «Юностью Петра» или «Россией молодой», которые можно смотреть хоть сто раз и с любого места. Сейчас не принято ваять шедевры для долгого «потребления» - ни в России, ни в Голливуде. Везде — быстренькая жвачка. До смешного доходит — в Америке ностальгируют по «культовым» боевикам 1980-х и послевоенным комиксам. Вроде как отцы умели делать, а богатыри — не мы!

То есть развлекательный масс-культ упростился до компьютерного спецэффекта. Поэтому, наверное, не стоит ждать от современного зрелища каких-нибудь вершин, глубин, величин. Баббл-гам и весёлые картинки. Если понравились завороты фабулы — нужно прочесть роман Алексея Иванова. Там, по крайней мере, есть любовь к Сибири, а помните, что насчёт неё сказал Михаил Васильевич Ломоносов? То-то. 

Темы: Премьеры в мире кино
Источник: Завтра
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 12.03.2019, 06:54
    Гость: Написал бы короче

    Водка, медведи ,матрёшки и цыгане

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 12.03.2019, 01:00
    Гость: Ы?!--

    Коловрат ел натуральное! Поймает кита,и ест икру китовью,прямо у океана,шлемом. Потом идет в Колхиду,выпить Боржоми, по дороге прибьет дракона,и его золотую дубленку присвоит,потом отдохнет под дубом,никаких интернетов!
    И идет бить ворога лазерной булавой. Силищща!
    А этот ест гмо. Потому и тщедушен.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 12.03.2019, 00:51
    Гость: Ы?!--

    Этт аналог
    Стоунхенджа. Только древнее,и каацца,и сложнее.
    След суперцивилизаций
    Археологи копают и находят,а не"говорят"

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 12.03.2019, 00:29
    Гость: Ы?!-но и магма Земли-- тоже славянская!

    Еще один мученник фоменок.
    И скока вас мучается в космосе интернетном//кто знает.
    .
    "History"--история ,англ.
    Значит,на англ.Истина будет "хистина",исток-хисток.?
    А че ,оригинально ,мне нравицца.
    Запатентуйте.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 11.03.2019, 23:52
    Гость: А ведь ты не простак,

    и тем более, не Иван

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (41)
]]>



]]>
Выбор читателей
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
Зачем генерал Донахью пригрозил «снести с лица земли» Калининград
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Спектакль «Мужчина / Женщина» (Юлия Пересильд и Александр Красовицкий), 19 февраля, Театр Академии танца Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург)
Дайте Два «У.Р.А.Л.»
Как солдат полопает – так он и потопает: как менялось питание в российской армии
Почему ребенок не слушается вас
«TODD» (официальная концертная версия), ДК им. Гагарина (Сергиев Посад)
«Моральный кодекс» доказал, что классика останется вечной
Vere Dictum «Всегда со мной» (интернет-сингл)
Рецензия на мультфильм «Семейка Аддамс. Горящий тур»: непроницаемость личных границ
Ловитура «Грехи» (ЕР)
Мистер Гро... «Вернись» (интернет-сингл)
Gothminister «Pandemonium»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.