США. 1998. 144 минуты.
Авторы сюжета Джонатан Хенсли и Роберт Рой Пул
Авторы сценария Тони Гилрой, Шейн Салерно, Джонатан Хенсли и Джефри Эбрамс
Оператор Джон Шварцман
Главный художник Майкл Уайт
Художники-постановщики Лоренс А.Хаббс и Брутон Джонс
Композиторы Хэрри Грегсон-Уильямс и Тревор Рэбин
Кассовые сборы - $201,6 млн.
Оценка - 3,5 (из 10).
Фантастический боевик.
На исходе столетия, тем более тысячелетия, волей-неволей начинает расти своеобразный массовый психоз людей, одержимых идеей близящегося Армагеддона, то есть конца света. И кинематографисты, прежде всего в Америке, не могут не отреагировать на этот зрительский интерес пережить всемирную катастрофу не в реальной жизни, а на экране, таким образом как бы избавившись от мучающих тревог в ожидании возможного дня Страшного Суда. Вспомним, что еще «Терминатор 2» имел подзаголовок Judgment Day, а по мере приближения к 2000 году, из-за любви к круглым цифрам ошибочно принимаемому за первый год нового века и тысячелетия, количество «кинопророчеств» явно увеличивается.
Вот и 1 июля 1998 года, в канун очередного Дня независимости США, вышел еще один супербоевик-катастрофа - «Армагеддон» Майкла Бея, которому ценой, можно сказать, героических рекламных усилий удалось обойти выпущенные в мае картины «Столкновение с бездной» и «Годзилла». Хотя создатели «Армагеддона» прежде и не предполагали, что им придется по-настоящему соперничать с очень похожей по сюжету лентой «Столкновение с бездной», которую даже не принимали за достойного конкурента в прокате. Другое дело - «Годзилла», реанимированный в Америке японский монстр, вот уже более 40 лет шествующий по экранам после того, как он был разбужен, по версии фильма 1954 года, ядерными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки.
Кстати, в первой декаде августа 1998 года исполнилась еще одна годовщина с момента трагических событий 1945 года в Японии, за которые американцы, сбросившие две атомные бомбы на города с мирным населением, так до сих пор не покаялись, упорно придерживаясь теории, что уничтожение Хиросимы и Нагасаки было необходимо для устрашения противника и принуждения его к капитуляции. Но эти ядерные взрывы, унесшие сотни тысяч человеческих жизней (и люди все еще умирают от лучевой болезни), приведшие к губительным разрушениям, стали, по сути, подлинным Армагеддоном ХХ века, намеренно не замечаемым в Америке. Там творят в кино выдуманные армагеддоны (как-то даже совестно писать это слово с большой буквы), лихо и шапкозакидательски обращаясь на экране с тотальными угрозами, из-за которых может погибнуть все человечество, но внимание-то сконцентрировано прежде всего «на дорогой и любимой стране со звездно-полосатым флагом».
В принципе, не было бы ничего плохого в подобном американоцентризме, если бы при помощи налаженной системы легального или пиратского продвижения американских фильмов сразу по всему миру это не навязывалось повсеместно и чуть ли не поголовно. Опасности подвергается вся Земля, но то, что случится далеко за пределами США, проговаривается лишь скороговоркой (между прочим, в «Армагеддоне» упоминается, что после удара гигантского, размером в Техас, астероида будет в первую очередь сметена Япония, а в паре кадров демонстрируется, как метеоритный дождь уничтожает Шанхай и Париж). Спасителями же человечества могут стать только американцы, и лишь ради разнообразия в состав команды астронавтов включают по одному русскому - но, например, в «Армагеддоне» несчастья спасателей начинаются именно на российской космической станции «Мир», а одичавший в одиночестве на орбите космонавт Лев Андропов выглядит полным придурком. Впрочем, и янки, отправленные с опасной миссией для того, чтобы высадиться на астероиде, пробурить скважины и заложить туда ядерные заряды, являются на редкость буйными и неуправляемыми натурами, несмотря на то что старший из них, опытный бурильщик Гэрри Стэмпер в исполнении Брюса Уиллиса, совершает свой обязательный подвиг, спасая жениха дочери, других коллег, славные Соединенные Штаты, ну, и в придачу все остальное человечество.
Тенденция ура-патриотического и, что хуже, залихватско-развязного уничтожения всемирных угроз на киноэкране была в какой-то степени возрождена после появления американских фильмов «День независимости» (1996) немца Роланда Эммериха и «Люди в черном» (1997) Бэрри Зонненфелда (судя по фамилии, режиссер - тоже не англосакс). Но в этих суперпопулярных картинах все-таки был выдержан верный комический тон, а кроме того, там земляне выступали «единым человечьим фронтом» против инопланетных тварей, вторгнувшихся, как злые захватчики, на нашу Землю. Еще можно стерпеть странную американофобию нового Годзиллы, который крушит именно Нью-Йорк, а гоняющиеся за ним янки почему-то с тайным мазохизмом не желают выпускать чудовище за пределы острова Манхэттен и позволяют ему вновь и вновь сносить здания на берегу Гудзонова залива.
Но в «Армагеддоне», в отличие от более тактично выстроенного «Столкновения с бездной», чисто американский нахрап, воинственная наглость янки, бесцеремонность и самодовольство нации всего с двухсотлетней биографией приобретают какой-то гипертрофированный характер. А сам фильм начинает напоминать некую пропагандистскую агитку (чем не наши довоенные ленты «Если завтра война» и «Эскадрилья № 5»?!), снабженную грубыми шутками и проделками вполне в духе солдатского юмора. Кстати, если вспомнить, что на счету продюсера Джерри Брукхаймера не только армейская пафосная мелодрама «Супер-ас», но и идиотская комедия «Молодые влюбленные врачи», то легко представить себе «Армагеддон» как «Влюбленные бурильщики в космосе». И гипотетический конец света предотвращается настолько безалаберно, по-мальчишески, геройски наобум, что теперь уже не удивишься общеизвестному факту, что на атомных бомбах, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки, американские летчики рисовали Риту Хейуорт, секс-бомбу тех времен.
В «Армагеддоне» такой вдохновляющей красоткой является Лив Тайлер, играющая дочь и невесту в одном лице, ради которой и совершаются отчаянные выкрутасы на несущемся к Земле астероиде. Недолгая возвышенная муза итальянца Бернардо Бертолуччи («Ускользающая красота») оказывается в родной Америке заурядной смазливой девицей по имени Грейс (то есть Милость), по милости которой «киношный армагеддон» благополучно миновал - разбитый после взрыва астероид пронесся в 400 километрах от Земли. А юная Тайлер, устав от съемок в дорогостоящем блокбастере, согласилась побыть... Татьяной Лариной в англоязычной экранизации «Евгения Онегина». Преодолевая заведомое предубеждение, давайте предположим: «А вдруг получится?!». И дочь солиста группы Aerosmith реабилитирует себя за «Армагеддон», вновь представ в кино «чистейшей прелести чистейшим образцом».
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий