]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Два федора
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Два федора

Год:
1958
Продолжительность:
89 мин.

СССР. 1958. 89 минут.

Автор сценария Валерий Савченко

Режиссер Марлен Хуциев

Оператор Петр Тодоровский

Художник Олег Гроссе

Композитор Юлий Мейтус

В ролях: Василий Шукшин, Коля Чурсин, Тамара Семина, Юра Елин, Мария Шаманская, Игорь Политаев.
Зрительский успех - 20,4 млн.

Оценка - 7,5 (из 10).

Социальная мелодрама.

Герой "Весны на Заречной улице" понравился зрителям во второй половине 50-х годов не только своим человеческим обаянием, задором, остроумием (это было и в других экранных героях тех лет, каждого из которых можно было назвать "своим парнем"), но и неожиданным упорством, гордостью, умением доказать, что такой человек, как Саша Савченко, может подняться выше той привычной жизни, которая ожидала его. А это уже немало. Но и не много, чтобы стать главным героем кино 50-х годов, оказаться выше своей экранной судьбы. Все-таки кинематограф того периода был в большей степени ориентирован на героев прошлого - Губанова из "Коммуниста", Марютку из "Сорок первого", Веронику и Бориса ("Летят журавли"), Алешу ("Баллада о солдате"), Соколова ("Судьба человека").

И, видимо, у Марлена Хуциева был немалый резон в том, что в своем втором фильме "Два Федора" он обратился, как, например, и Юлий Райзман в "Коммунисте", к ситуации "после боя" (определение Семена Фрейлиха), когда "бывший воин", вернувшийся домой как победитель, оказывается на пустом месте - все надо начинать сначала, повторять пройденное. И для людей, измученных тяжелой войной, для которых победа казалась счастливой минутой, избавляющей от страданий и возвращающей всех к прежней, довоенной жизни, наступает новое испытание, быть может, более тяжелое, потому что силы уже на исходе, а цель, владевшая всеми, достигнута: враг побежден. На войне личное и общее были нераздельны. Свое несчастье растворялось в скорби всех людей. А общая беда была для каждого личной. После войны человек хочет обрести с о б с т в е н н о е счастье, которое все же было невозможно в момент общенародного потрясения - на Великой Отечественной. Это обратная реакция человека на страдание.

Фильм "Два Федора" знаменательно начинается со своеобразного пролога, который в какой-то мере соответствует хроникальному вступлению в ленте "Был месяц май". Грохот сражения слышится до тех пор, пока на экране идут титры. А следующий за ними первый кадр - паровоз с плакатом "Победа", мчащийся прямо на нас. Теперь, с расстояния прошедших лет, эти специально снятые кадры с проносящимися поездами солдат-победителей и встречающими их людьми воспринимаются уже как документальные. Кажется, кроме Марлена Хуциева, только Михаил Калатозов в картине "Летят журавли" решился воспроизвести на экране возвращение солдат с войны. Например, Андрей Смирнов в "Белорусском вокзале" воспользовался хроникой, думая, что уже не сможет в 1970 году передать в игровом кино атмосферу встречи победителей на Белорусском вокзале. Надо сказать, что в данном случае такой выбор режиссера кажется даже необходимым для создания дистанции времени. А для Калатозова и Хуциева было важным показать своих героев как раз в тесном единстве с другими людьми, пережившими войну. Смысл фильма "Летят журавли" - в очищении Вероники, ощущающей искреннюю радость тех, кто непосредственно рядом с ней встречает на вокзале своих мужей, отцов, братьев, любимых. Она вливается в толпу - и ее горе растворяется в общем счастье.

В ленте "Два Федора", впрочем, как и в "Мне 20 лет" и "Июльском дожде", главный герой, наоборот, возникает среди других людей, вычленяется первоначально как эпизодический персонаж, затем выводится с общего на крупный план. Проносятся эшелоны, сменяют одна другую песни, самые разные - русские, украинские, а мимо мелькают села, степи, мосты, реки... Так рождается метафора - будто в с я страна встречает этот поезд Победы, на котором возвращаются домой в с е солдаты, уцелевшие, выжившие, спасшие мир. А уже потом мы видим солдат, сидящих в теплушке, девушек, бегущих за эшелоном, какого-то мужчину на переезде, машущего фуражкой, возбужденных мальчишек... Но все это пролетает короткими планами - мы не успеваем внимательно рассмотреть лица. И когда расходятся на развилке два поезда в разные стороны, а один из них останавливается, мы уже можем видеть и слышать людей. В завершение же конкретизации общего (от метафоры: поезд Победы - до солдата-победителя, конкретного человека) появляется Федор. Он, можно сказать, случайно выбран. Но на примере судьбы Федора рассказано о всех, кто вернулся с победой домой, к мирной жизни. Единичное намекает на общее. Прямого выхода к Истории в картине "Два Федора", как в двух последующих работах Хуциева, еще нет. Поэтому зритель сам должен вывести частную историю за пределы фильма и осознать ее иносказательный смысл.

"Два Федора" Марлена Хуциева - словно продолжение и развитие параллельно снятой "Судьбы человека" Сергея Бондарчука. Факты усыновления чужих детей были после войны отнюдь не единичными. Но бытовая история, казалось бы, не имеющая в себе никакого символического значения, Хуциевым расширена до обобщения. Непримечательный рассказ об обыкновенных людях становится почти документальным свидетельством о послевоенной жизни и одновременно метафорическим выражением ее возвращения в нормальное русло.

Один из французских послевоенных фильмов назывался "Возвращение к жизни". Возвращение к жизни подразумевает не отход человека от событий истории и углубление в свое частное существование, но, напротив, установление более тесной связи с другими людьми, потому что только в таком случае возможно возрождение всей страны. Страдание сплачивает людей, будучи связанным с чувством сострадания. А со счастьем человек хочет остаться один на один. Война делает из обычного человека героя, выявляя в нем неведомые силы и возможности (повесть "Сотников" Василя Быкова). Мир превращает героя опять в простого человека. Те, кто не смог по-настоящему в е р н у т ь с я к жизни, переживают острую драму (лента "Крылья" Ларисы Шепитько).

По конструкции картина "Два Федора" давно причислена к мелодраме с вроде бы традиционным треугольником: предпочтение одного приводит к ущемлению другого. А выбирает В, а С страдает из-за этого. Но отличие заключается в том, что в фильме Хуциева слиты чувство и долг. Гражданственное является мерой для любовного (так будет позже и в "Мне 20 лет", и в "Июльском дожде"). Федор-большой, вернувшийся с фронта, встречает на железнодорожной станции мальчишку, Федора-малого, у которого война отняла родных, и он остался совсем один в покореженном ею мире, стал беспризорным, то есть оказался б е з п р и з р е н и я, без заботы и любви. Два Федора начинают жить вместе, одной семьей - но тут к Федору-большому приходит с в о е счастье: любовь к девушке Наташе. А для Федора-малого - это как новая трагедия. Ему кажется, что усыновивший его фронтовик теперь заведет себе другую семью, опять оставив мальчишку одиноким, безродным.

Дети войны, со сломанными судьбами и ожесточенными душами, - поистине ее самый горький итог. Детство, отнятое у них страданием и ненавистью, никогда уже не вернется. Можно залечить раны, нанесенные войной стране, заставить людей поверить в возможность нового счастья теперь, после войны, и сделать их жизнь прекрасной и светлой - но все равно, как скрытые свидетельства минувших битв, останутся обожженными и кровоточащими души этих детей. Они и во время войны, несмотря ни на что, так или иначе не оставались без душевного участия со стороны взрослых. Но после войны дети особенно нуждались в любви и нежности. И то, что солдаты и просто люди, вынесшие на себе все тяготы и лишения, порой ожесточившиеся в долгом ожидании скорой победы, оказались способными на проявления добрых чувств даже к чужим детям, как нельзя лучше говорит о их человечности.

Озабоченность взрослых героев фильма "Два Федора" не только личным счастьем, но и счастьем беспризорных детей как раз и делает возможным для Хуциева выход к глобальным проблемам времени. Ведь судьба детей войны - это судьба страны. Их будущее - это будущее всего общества. Ради них одержана победа, завоеван мир. И не случайно, что лента называется "Два Федора". Федор-большой и Федор-малый - это два возраста, два времени, настоящее и будущее. Уже в этой картине режиссера начинает волновать то, какими будут люди нового общества, каким станет оно само. Герои "Мне 20 лет" и "Июльского дождя", если разобраться, являются, по сути, ровесниками младшего Федора. Перед нами три поры в судьбе одного поколения: детство ("Два Федора"), юность ("Мне 20 лет") и период перед зрелостью ("Июльский дождь"). Это люди, которым в 2000 году будет приблизительно по 60 лет. То есть именно благодаря им страна войдет в ХХI век и третье тысячелетие.

Но для того, чтобы это произошло, необходимо было, чтобы в далекое время, сразу после войны, эти дети не остались чужими, посторонними для таких людей, как Федор, которые по собственному возрасту являлись, в свою очередь, детьми революции и гражданской войны. Так неожиданно связываются воедино прошлое, настоящее и будущее, давая четко почувствовать, как движется История. Она только внешне представляется чем-то громадным, очень далеким от отдельного человека - но стоит приблизиться к ней, как становится ясно, что на самом деле Время складывается из действий и судеб обыкновенных людей, может быть, и не думающих о величии собственных ежедневных дел. Но от их жизни зависит жизнь страны. Это выходит на поверхность лишь в предельные моменты, когда решается судьба Истории: во время революций и войн, иных общественных катаклизмов. А существуют более длительные промежутки времени, когда конкретный человек может даже не подозревать, насколько тесно и многообразно он связан со Временем. Он просто живет в настоящем - но из этого настоящего рождается будущее.

Однако в фильме "Два Федора" герои оказываются как бы между временами. Прошлое (то есть война) еще окончательно не ушло, настоящее (то есть мир) пока в полной мере не наступило. И от всех людей без исключения зависит, чтобы прошлое окончательно уступило место настоящему. В ленте есть эпизод, когда в развалинах дома находят танк. Это является зримым воплощением того, что от войны не так легко избавиться. Она вновь и вновь напоминает о себе. Но, кроме того, прошлое остается внутри человека, заставляя его страдать. Об этом гораздо труднее забыть, чем, допустим, отказаться от каких-то поступков, к совершению которых принуждала война. И даже можно поставить обнаруженный танк на постамент, превратить его в памятник, чтобы помнить о прошлом, надеясь, что оно больше не повторится в будущем. Гораздо сложнее вернуться к Жизни, вместе построив Дом.

"Мотив дома" проходит через всю картину, приобретая различные значения. Когда Федор-большой возвращается с подобранным им Федором-малым в свой родной городок, то комната в доме, где он раньше, до войны, жил, наполовину разрушена. Жизнь надо начинать заново, буквально - строить дом по кирпичику. Речь идет не только о собственном доме в жизни героя, но и о Доме для всей страны. А центральной сценой фильма становится весенний воскресник. Опять, как и в "Весне на Заречной улице", весна, будучи традиционным образом обновления, возрождения природы, сопоставлена с зарождением любви героя и переменой в его душе. Но здесь весна - также и метафора возрождения Жизни после войны. И финал опять открыт - Наташа находит обоих Федоров как раз на строительстве, в еще недостроенном доме, говоря им: "Ну, чего вы тут уселись?.. Пойдемте домой", а затем сразу следует надпись "Конец фильма". Но несмотря на то, что многое еще не определено в частной жизни этих людей, уже возникает стойкое ощущение - обретение героями своего подлинного дома, единой семьи из трех человек иносказательно говорит о возвращении к жизни целого поколения людей послевоенного времени.

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Путин оценил ситуацию с рождаемостью в России строчкой из песни
Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
Трамп дал России 50 дней на урегулирование украинского конфликта
Благовещенск первым полностью запретил электросамокаты
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
АЗОН feat. Саня Болт «Как молоды...» (интернет-сингл)
Незабываемый четверг! «Блиц» (интернет-сингл)
Плейлист Венкова «Стокгольмский синдром»
«Пикник» устроил бои на ринге в «Театре абсурда»
Пикник «Веселый и злой»
Cart Blansh «Карт-Бланш»
Крымская платформа: Зеленский почти за 7 млн показал миру, что Крым – российский
Borealis «Illusions»
Graveworm «Killing Innocence»
Пироги, ватрушки, пирожки и сушки: День именинника по-солдатски
Дальше мечты «Летом» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.