]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Вверх по лестнице, ведущей вниз
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Телесериал «Санта-Барбара», показывавшийся по второму, российскому, телеканалу (на момент написания статьи не было известно, будет ли он демонстрироваться дальше), появился на экранах телевизоров США еще летом 1984 года, в период Олимпийских игр в Лос-Анджелесе. И свыше 10 лет не исчезал из эфира - даже была торжественно отмечена двухтысячная серия! За это время сменился не один состав исполнителей - некоторые из замен знакомы уже и нашим зрителям. Актеры стали известны чуть ли не всем в США, да и в других странах, где телесериал «Санта-Барбара» тоже показывался не без успеха - во Франции, Италии, Испании, Австралии, Бельгии, Германии, Финляндии, Японии, на Тайване и в КНР. Правда, не только зрительское, но и профессиональное признание смогла получить лишь Робин Райт, игравшая роль Келли - она пробилась в кино (что более престижно), снялась в фильмах «Принцесса-невеста», «Отречение», «Комедианты», «Состояние веры» (на последнем познакомилась с актером Шоном Пенном, бывшим мужем Мадонны, родила от него двух детей и только потом вышла замуж).

Демонстрация «Санта-Барбары» в России, начавшаяся, как это ни парадоксально, одновременно с процессом либерализации цен с января 1992 года (одна из читательниц журнала «Экран», Варламова из Краснодара, так и написала: «Наш жизненный уровень резко ухудшился по сравнению с началом демонстрации этого фильма»), все же не сразу встретила восторженный прием у многих зрителей. Во-первых, мешал показ более чувствительной и, чего греха таить, совсем общедоступной «мыльной оперы» из Мексики - «Богатые тоже плачут». Во-вторых, к героям «Санта-Барбары», энергичным и независимым, к быстрой смене нескольких сюжетных линий, кому-то казавшихся чересчур запутанными, к резвому (для телесериала) ритму повествования надо было привыкнуть тем, кто предпочитал размеренное, с неоднократными повторами и возвратами, с пространными разъяснениями велеречивое действие, вернее, имитацию действия. Немало разговоров вокруг событий и различного рода воспоминаний и напоминаний хватает и в этом американском сериале. Но в отличие от «сказки про Мариану», пружина сюжета закручена посильнее, в каждой серии происходит много чего такого, за чем только успевай следить и не пропускать.

«Богатые тоже плачут» строились по принципу «бесконечного хождения по кругу», при котором персонажи все чаще были склонны «увиливать» от необходимых поступков, искусственно затягивая время, откладывая какое-либо решение на неопределенное «потом когда-нибудь». Вся фабула держалась на том, сколько еще дней, недель, лет продержится «секрет Марианы» - то ли ее безбедного происхождения, то ли сокрытия от мужа существования их сына Альберто. Эта «мыльная опера» могла закончиться в любой момент - как только авторы почувствуют, что дальше уже не в состоянии испытывать терпение зрителей. Неслучайно финалы - обычно это самое худшее, что может быть во всех слезоточивых телемелодрамах. Скомканно, второпях, все концы сразу в воду, лишив воздыхателей даже последнего кайфа, резко оборвав их «теленаркотический оргазм».

«Санта-Барбара» выводила из состояния гипноза и медленно текущего сна, заставляя реагировать внезапнее и чаще на постоянно возникающие внешние раздражители. На фоне «Богатых» она представлялась стремительной, динамичной криминальной историей, в которой все время кто-то на кого-то покушается, хотя убийство случается очень редко - и то по отношению ко второстепенным героям, а главные все равно выживают, восстают из мертвых, как Си-Си Кэпвелл или Кёрк. По остроумному замечанию Робин Райт о своей героине Келли, «меня похищали примерно раз шесть и убивали вдвое больше».

Но при всей напряженности действия и множестве различных событий, происходящих в жизни персонажей «Санта-Барбары», которыми практически могут стать все жители этого престижного калифорнийского городка, а также их родственники из других американских штатов (выгодная модель для бесконечного, по сути, телесериала!), непроизвольно складывается ощущение, что на самом деле ничего существенного, меняющего в корне нет и быть не может. Вся энергия растрачивается на элементарный «бег на месте», ту же самую имитацию действия, усложнение собственной жизни, заполнение ее пустоты и бессмысленности. Чем бы они вообще жили, если бы не выдумывали приключений на свою голову. Изнывая от скуки, точнее, от безжизненности существования, американцы все чаще ищут «чего-нибудь остренького», пусть и в иллюзорном мире, и даже готовы (ну как по анекдоту!) вместо желаемой приправы к пресному быту получить рискованный удар кинжала в мягкое место - допустим, подобно Дилану «выпросить» ножевое ранение в ногу от отчаявшейся Келли.

И героям фильмов и сериалов, и зрителям в Америке (как выясняется, и далеко за ее пределами) хочется необычных переживаний, тревожащих нервы историй, опасных раздражителей, провоцирующих выделение адреналина в крови. Несмотря на то, что наши зрители все-таки отличаются - и значительно - по уровню жизни и скорее всего стремились бы удалиться от действительности по иным причинам (чтобы забыться на пятьдесят минут очередной серии), они подсознательно тянутся к сочиненным страстям и проявлениям зла в человеческих натурах, инстинктивно чувствуя их разрешимость на телеэкране без особых усилий. Ведь телесериалы - это сказки для взрослых, порой с такими отнюдь не веселыми картинками, которые могут чуть растревожить, заставить поволноваться, но обязательно все кончится хэппи-эндом, когда наказывается зло и торжествует добро. Вот и «Санта-Барбара» - еще одна колыбельная на ночь, которую можно слушать и слушать, причем почти прикрыв глаза (воображение вторично по отношению к слову, все и так ясно по диалогам), даже поменяв местами серии или вообще двигаясь в обратном порядке.

Тут как раз и понимаешь, что знание о последующем ничуть не мешает восприятию предыдущего. Главное - не развитие сюжета, не что, а как! Все игральные карты давно выучены наизусть, характеры предугадываемы на сто серий вперед - занимательнее раскладываемый пасьянс, то, как фигуры взаимодействуют друг с другом в этой шахматной партии. Это ни что иное, как детская игра в кубики. «Что нам стоит дом построить, нарисуем - будем жить». Нескончаемая «тянучка» при соответствующем желании превращается в увлекательный калейдоскоп, в котором моментально меняются картинки. И все это достигает «мозгополоскательного эффекта» - достаточно приноровиться к новому темпу телеигры, настроиться на отдых для души и ума, отвлечься от забот или от отсутствия оных.

В Америке-то телесериалы - любимая забава домохозяек, для которых телевизор кажется окном в мир. У нас же «голубой экран» подчас выполняет роль спасительной грезы в бегстве от мерзостей окружающей реальности. Но и там, и здесь при оценке того или иного «мыльного творения» определяющим становится фактор «улета», который не сопровождается какими-либо мешающими или раздражающими впечатлениями. Конечно, разная аудитория «тащится» на близком себе - кто-то на сериале «Богатые тоже плачут», кто-то на «Санта-Барбаре», а некоторые вовсе на «Просто Марии». Трудно окончательно абстрагироваться от интеллектуального уровня даже при расслабленном восприятии телепримитивов. Немаловажны и моральные установки - еще можно, стиснув зубы, примириться с сексуальными сценами на экранах кинотеатров, но вытерпеть это в собственном доме! Так австралийские «Шансы» расстались со всеми шансами на успех - любовные игры были прерваны в самый ответственный момент. А внешне более скромные «Возвращение в Эдем» и «Санта-Барбара» - самые культурные, на мой взгляд, из всех показанных у нас телесериалов, в конечном счете завоевали своих поклонников, которые даже не обратили внимание на скрытую подоплеку этих «моральных историй».

Впрочем, подспудный, подноготный план подобных повествований о нравах современных буржуа, чиновников, дельцов игорного бизнеса, сотрудников ателье моделей, представителей среднего интеллектуального слоя общества выглядит лишь ничего не значащей претензией авторов. То, что усадьба Эдем и фирма Тары Уэллс - далеко не райские кущи, что солнечный уголок в Калифорнии под названием Санта-Барбара явно не свят и таит под своими «семью вуалями» немало пороков - все это просто обозначено, но из чувства самосохранения не развито. Для создателей «Возвращения в Эдем» и «Санта-Барбары» спокойнее и благоразумнее остаться все-таки на уровне красивой мелодрамы, не проникать в глубь «святых семейств», чтобы ненароком не обнаружить там наличие дикого и непознаваемого. Понадобилась смелость и художественная провокационность Дэвида Линча, посмевшего взорвать Америку и сам жанр «мыльной оперы» изнутри в сериале «Твин Пикс» У нас же дерзкий вызов Линча не вызвал особого резонанса.

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Кто убил киевского диверсанта?
Путин оценил ситуацию с рождаемостью в России строчкой из песни
Митинг КПРФ © KM.RU
Национальная Россия и Ленин: необходимость синтеза
© KM.RU, Алексей Белкин
Госдума рассмотрит штрафы за поиск экстремистского контента в интернете
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Песня группы «Пилот» превратилась в историческую из-за исчезнувшего автобуса
Португалия: погода в мае и июне
Умные маски и кибердезинфекторы: что ждет индустрию COVID Tech
Что сынку, помогли тебе твои ляхи? Вернее, англосаксы
«Нетерпимость к христианской символике — часть татарского культурного кода»?
«Ария», 24 сентября, Таинственный корабль
Своя Мера «Числа. Сторона А» (компакт-кассета)
«Мегаполис», 17 августа, «16 Тонн»
Гарик Сукачев, 21 апреля, 1930 Moscow
Регион 77 «Черная Яуза»
Сергей Воронов и The Crossroadz, 13 июля, «16 Тонн»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.