]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Невозвращенец
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Невозвращенец

Год:
1991
Продолжительность:
123 мин.

СССР. 1991. 123 минуты.

Автор сценария Александр Кабаков при участии Сергея Снежкина

Режиссер Сергей Снежкин

Оператор Владимир Бурыкин

Художник Павел Пархоменко

Композитор Александр Кнайфель

В ролях: Юрий Кузнецов, Надежда Живодерова, Николай Еременко-старший, Юрий Оськин, Виктор Аристов, Елена Анисимова, Эра Зиганшина, Сергей Иванов, Татьяна Захарова.

Оценка - 8 (из 10).

Премии: специальный приз на МКФ в Сан-Себастьяне.

Антиутопия.

Этому явно недооцененному фильму не повезло дважды. Во-первых, его неизбежно сравнивали с получившей широкую известность одноименной повестью Александра Кабакова, к которой киноверсия фактически не имеет почти никакого отношения, даже несмотря на наличие в титрах фамилии автора. Кабаков, по профессии журналист, написал, чего греха таить, слабую в литературном плане, невразумительную по сюжету и идеям, переполненную натурализмом и жестокостью, намеренно пугающую вещицу, которая, как и было ловко просчитано, произвела гнетущее впечатление на читателей в первые годы перестройки, угрожая хаосом и беспределом в случае отказа от демократического пути развития СССР. Во-вторых же, ленте Сергея Снежкина не повезло появиться на свет после путча 1991 года, когда казалось: то, чем следовало страшить общественность, осталось, слава Богу, в прошлом. А режиссер, запоздавший со своим пророчеством о новой диктатуре, был, напротив, заподозрен в конъюнктуре и спекулятивности - и как это ему удалось столь хитро подгадать к моменту и заснять путч еще до путча?! Вот и специальная премия на фестивале в Сан-Себастьяне в сентябре 1991 года представлялась своего рода данью прогрессивной Европы несчастной России, которая отделалась сравнительно легким испугом и не впала в состояние гражданской войны.

Честно говоря, мне даже не очень-то хотелось сейчас смотреть эту картину, тогда мною пропущенную, а теперь показываемую по телевидению в связи с очередной годовщиной августовского путча (кстати, ее самая первая демонстрация состоялась на ленинградском телевидении в ночь на 21 августа 1991 года). Предубеждение против «Невозвращенца» было связано еще и с моими малоприятными воспоминаниями о действительно не лишенном спекулятивности предыдущем фильме Снежкина «ЧП районного масштаба»о безобразиях, творившихся в комсомольской среде в годы застоя. И начало «Невозвращенца» тоже воспринимается не без сомнений - опять сейчас нам предложат идеологическую «чернуху», очередную порцию экранной «невзоровщины»... А по-детски наивный, обидчивый титр относительно того, что съемочной группе так и не позволили воспроизвести на Красной площади попытку самосожжения какого-то доведенного до отчаяния человека, заставляет относиться к ленте уже с иронией.

Однако постепенно действие поневоле начинает захватывать - и отнюдь не благодаря детальному живописанию предстоящих кошмаров, которыми как раз и отличалась в невыгодную сторону повесть Кабакова. Будучи вовсе избавленным от мотива перемещения во времени и всех путаных фантастических предположений первоисточника, фильм Снежкина воздействует за счет своего рода хроникальности происходящего. Герой знаменательно превращен в популярного телеведущего, оказывающегося обладателем загадочной папки с подробными материалами о готовящемся перевороте. И он просто не знает, что же следует сделать и как предотвратить неминуемо приближающуюся общественную катастрофу. По-настоящему задевает именно это ощущение беспомощности даже такого вроде бы незаурядного человека, имеющего выход к многомиллионной аудитории. Но в еще большей степени пугает равнодушное ожидание многих и неожиданное злорадство некоторых, в том числе и бывших диссидентов, чтобы эта страна (тогда СССР) хоть каким-нибудь образом (пусть через путч и недолгую агонию) поскорее загнулась, а прежде могущественная империя (на самом деле - колосс на глиняных ногах) обратилась в жалкие развалины, на месте чего потом можно построить справедливое и процветающее государство. Даже ненавидящие коммунизм и коммунистов так и в не в состоянии избавиться от типичного большевизма в политике и экономике, от лихаческого стремления все разрушить «до основанья, а затем...».

Главный герой «Невозвращенца» видится чуть ли не единственным, кого действительно трогает судьба страны, летящей в бездну исторических потрясений. Он - наивный одиночка, трагический романтик, предпринимающий слабые усилия если не вмешаться в неотвратимый ход событий, так хотя бы по-человечески задуматься над неизбежным. Теперь-то, после ряда мнимых побед, обернувшихся еще более горькими поражениями, на фоне внешне стабильного положения, все-таки не скатывающегося к тотальному кровопролитию, представляется очевиднее, что не так страшна угроза военного или какого-то иного переворота, а куда опаснее стремительно распространяющаяся в обществе перманентная апатия граждан, которая подготавливает их к тому, чтобы они были чуть ли не рады принять возвращение «сильной руки», способной наконец-то навести порядок. Герой, так и не сумевший даже заявить во всеуслышание о наступлении бесконтрольной тирании, словно инстинктивно постигает бессмысленность своих предостережений и вынужден избрать долю невозвращенца - хотя куда ему бежать от надвигающейся смуты, где пережидать кровавые времена?!

Ныне в финале фильма вдруг ловишь себя на мысли, что вся страна, не подозревая об этом, стала своеобразным невозвращенцем, терпеливо надеясь, что когда-нибудь эта невразумительная эпоха все равно должна кончиться. С восьмилетней дистанции лента Сергея Снежкина воспринимается уже не как мрачная антиутопия, а в качестве печального воспоминания из будущего о том, что так или иначе должно случиться - и это просто надо пережить.

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
© KM.RU
В России предложили ужесточить допуск к вождению людей старше 60 лет
Кто убил киевского диверсанта?
Митинг КПРФ © KM.RU
Национальная Россия и Ленин: необходимость синтеза
© KM.RU, Алексей Белкин
Госдума рассмотрит штрафы за поиск экстремистского контента в интернете
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Черный кофе «Леди Осень» (переиздание)
Аберрация «Панк-рок ржавых окраин»
Властью облеченный, но не просвещенный: как чиновники добивают науку в России
YouTube и образование: как создавать обучающий контент и помогать зрителям учиться
Ива Нова «Белоснежный концерт» (CD+DVD)
НЕЗАКАТ «Ты» (интернет)
LASCALA: «Делать музыку под копирку, хоть и безопасно, но скучно и тривиально»
Город Толедо в Испании - все, что нужно знать туристу
Саша и Сирожа «Женщина» и «Купидон» (интернет-синглы)
Алина Делисс бросила жизни вызов в своем романе о музыкальном мире «86 400 секунд счастья»
«Кинокартина "Офицеры" (1971) – не рядовая сага о семье красноармейца Трофимова. Это - фильм-символ»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.