«Кинокартина "Офицеры" (1971) – не рядовая сага о семье красноармейца Трофимова. Это - фильм-символ»

«Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним».
Из песни из фильма «Офицеры»
Итак, символизм «Офицеров». Несмотря на то, что речь идёт о Стране Советов, нам явственно показывают: без царского прошлого… невозможно коммунистическое будущее. Россия шагнула в иную веху, не перестав быть Россией. Изменились цвета знамён, а не суть явлений. Начало фильма – впечатляющее. Сцена знакомства главных героев. Барышня, типичная дворяночка, выбегает, чтобы разместить объявление о концерте, но тут из подворотен выныривают хулиганы при ножичках. Комсомолец Алёша защищает девушку, свою будущую жену, от ограбления и позора.
Люба ему эстетское «Мерси». Он в ответ: «Бывает». Гимназистка воплощала многовековую культуру, парень в будёновке – силу. От единения силы с культурой и появилась Советская Цивилизация с её нестяжательством, культом чести и – служением. Дворяне, как ни странно, оказались не «побеждённым» классом, а созидающим новые смыслы – СССР был яростно антибуржуазен, как было антибуржуазно благородное сословие.
Люба Трофимова, кстати, не изменяет своим гуманитарным привычкам – она даже внука обучила французскому и в любой ситуации оставалась «женщиной в шляпке». Вообще, никакие сломы эпох не лишали дворянина его статусности, так как он всегда помнит, что и на голодном пайке он – из такого-то рода. Вы заметили, как Люба переносит испытания? Это для неё - норма, которая не обсуждается.
Буржуй, лишённый заработанного или умно украденного (sic!) богатства, перестаёт быть собой, теряясь в водовороте экстрима, войн и революций, а господин-патриций всё своё имеет при себе. Генетику нельзя украсть или реквизировать! Образование - оно или есть, или его нет. Более того, он (патриций) охотно делится всё той же культурой с теми, кто пока ею не владеет.
Большинство подвижников, стоявших у истоков советского просвещения (школьного, высшего, музыкального, etc), медицины, военного и инженерного дела, архитектуры, геологии, так или иначе были из высших сословий. Впрочем, и среди революционеров – очень большой процент «благородных», включая польскую шляхту. Фильм «Офицеры» - о России, которая по своему выбору стала советской, а не об СССР как об отдельно взятой галактике без роду-племени.
Неслучаен и командир Алёши Трофимова – тоже «из бывших», и это активно подчёркивается. Его монолог о «…такой профессии - Родину защищать» и о том, что другие гордились богатством и знатностью, а его род своим призванием – основополагающая тема. Наше внимание задерживают на детали – дарственной надписи, где сказано, что Георгий Петрович именовался «Вашим благородием». Это не личная карьера, когда и крестьянский сын мог выслужиться до офицера, но конкретно – семья, отцы-деды-прадеды.
Мы видим, как формируется элита - на базе старой, но с новой и свежей кровью. Георгий Петрович, по сути, благословил Алёшу на сотворение воинской династии. Тут нет унижения «простых», но есть хорошо отрепетированная ненависть к примитивным. Жёсткий протест против босячества и пацанства - налицо. Помните, где сын Алексея дерётся с уличными жиганами? Один против мини-банды. И - побеждает. Советская культура не любила Квакиных – детская классика «Тимур и его команда», созданная Аркадием Гайдаром, сыном разночинца и небогатой дворянки, тоже несёт явную печать аристократизма.
Но вернёмся к «Офицерам». Ещё один эффектный маячок - платоническая любовь Ивана Вараввы, напоминающая средневеково-куртуазную поэзию, ибо она проявлена, как служение рыцаря Прекрасной Даме. В основе была чистота и кристальная репутация, поэтому шевалье выбирал в качестве объекта жену своего сеньора или иную замужнюю аристократку.
То было исключительное чувство - без желания обладать и тем паче - разбивать семью. Многих рыцарей настолько поглощала эта феерия, что они оставались холостыми. Иван Варавва обожает Любу, причём обожание – в прямом смысле этого слова, то есть обожествление предмета любви. La Belle Dame знала, что является «небесной возлюбленной», и также не переходила черту. Отсутствие привычного и возможного в этих случаях любовного «треугольника» делает фильм ещё изысканнее.
При всём том, в «Офицерах» нет карамельного романтизма и попыток сгладить углы. Смерть называется именно смертью, а кровь не кажется разлитым томатным соком – всё весомо, грубо, зримо, как и принято в русско-дворянском искусстве, называвшемся в ту пору «социалистическим реализмом».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Что говорить... фильм замечательный по всем параметрам. Отличная режиссура, воплощение образов - просто на пределе актерского мастерства. Одно бросалось в глаза: резкие перескоки сюжетов по времени нарушали гармонию восприятия. Позже стало известно, что при выпуске фильма хорошо поработали ножницами. Возможно, из-за этого некоторые моменты трудно понять. Особенно при встрече Трофимова и Варравы в Минобороны. Второй в статусе начальника одного из управлений вызвал первого, чтобы предложить повышение. Трофимов удивляется, увидев Варраву при входе в его кабинет: не знал, кто его вызывает (хотя в принципе согласно предписанию могли быть указаны только время и кабинет). Более странным выглядит то, что Варрава впервые от Трофимова узнал о гибели на войне Егора. Пусть они не имели раньше возможности увидеться, но служили-то в одной системе - Советской армии, где руководитель ведомства при подготовке решения кадрового вопроса просто обязан был поднять всё, что связано с личным делом командира танковой дивизии: сведения о близких родственниках (текущем статусе или судьбе) были бы отражены в числе первых. И по сути мог встретить друга, уже сразу выразив соболезнование, а не так, как бы между делом: "Егор-то, наверное, уже полковник?!"
Но в целом, конечно же, фильм относится к лучшим произведениям советского кинематографа.
так ничего и не родил)))
Эх, Валера!
Так ты о жизни по кино судишь? Да, частенько же реальная жизнь тебя фейсом в .... макала.
И ещё.Зайдёт сюда,какой-нибудь человек с мозгами,с которым интересно и поговорить,и договориться до чего-нибудь,-увидит такого вот "парацельса",не знающего ни черта,но гораздого кидаться вумными словами без всякой привязки и скажет сам себе-"Э,нет,мне тут делать нечего,не с "парацельсами" же якшаться?"
У меня ничего не вызывает ступора,трансцендентный ты наш,в том числе и "умные" слова,употреблённые не к месту,а ради самой попытки сыграть в "умность".А злость есть-злость на болтунов,засоряющих эфир и отнимающими у людей время,отбивающими у умных и знающих людей охоту тратить его на сайт,в котором плавают безмозглые амёбы,готовые нести любую чушь,как только им покажется,что они нашли умное слово,могущее им помочь в словоблудии.Например,та же "трансцендентность" с привязкой её к богатству и успеху,или способности создать материю через какую-то,даже не просто информацию,а "информационную сущность".Одна глупость идёт у тебя вслед за другой у тебя где всё кончается нагромождением глупостей.Венчает их глупость очередная-насчёт когнитивного диссинанса,которого у меня во 1-х нет,так как мои убеждения не могут противоречить друг другу из-за отсутствия внутреннего конфоикта-всё отлито,как единое целое,в котором,во 2-х ты сам и расписался,писанув про только один путь.Умные слова,создатель материи,надо не только запомнить,но и уметь применять их соответственно с их смыслом,а это не для тебя.