СССР. 1980. 101 минута.
Автор сценария Сергей Соловьев
Режиссер Сергей Соловьев
Оператор Павел Лебешев
Художники Александр Бойм и Александр Самулекин
Композитор Исаак Шварц
В ролях: Татьяна Друбич, Василий Мищенко, Сергей Шакуров, Ольга Белявская, Вячеслав Кононенко, Александр Кайдановский, Екатерина Васильева, Сергей Хлебников, Валерий Левушкин, Галина Петрова.
Зрительский успех - 4,6 млн. при тираже 532 копии.
Оценка - 7,5 (из 10).
Премии: специальный диплом на МКФ в Венеции.
Лирико-психологическая драма.
Современный метафорический фильм - явление текучее, стремящееся уйти от свободной поэтической конструкции, обрести четкие жанровые границы, вступить в тесный контакт с реальностью. Неопределенность жанра, несостоятельность избранной стилистики материалу фильма может привести к неизбежной в этом случае манерности, эстетизации. Можно сравнить, например, две ленты Сергея Соловьева - "Сто дней после детства" и "Спасатель" (вторую вообще можно было бы назвать, допустим, "Пятьсот дней после детства", имея в виду, что прошло года два после окончания школы). Первая картина воспринималась как авторское воспоминание о том, что прошло, отдалено от сегодняшнего дня определенной дистанцией, хотя внешне все выглядело современно - но наличие элемента сказа, легенды в рассказе о некогда бывшем детстве оправдывало открытую иносказательность, метафоричность стиля. Попытка режиссера и в "Спасателе" использовать найденную манеру на конкретном материале современности, которая никак не может быть отнесена к неопределенному времени "когда-то", оказалась не совсем удачной.
В фильме заявлена острая проблема крушения "школьных" иллюзий молодых людей, уже вступающих в жизнь, осознающих необходимость быть духовными не только на словах, но и в поступках. Прежняя школьница Ася все еще по-детски влюблена в своего учителя литературы Ларикова, он же пугается этих чувств и вообще не так идеален, как может показаться со стороны увлеченной поэтической натуре. Юноша Виля, успевший поработать до армии спасателем на пляже, наоборот, готов изображать из себя наизусть знающего подлинную жизнь и несколько циничного парня, но на самом деле девственен и телом, и душой. Однако поэтический, эстетически преобразующий действительность киностиль, своеобразный каллиграфизм письма, одухотворенность пейзажей и фактур вступают в противоречие с реальной сложностью текущей жизни, остающейся за пределами кадра. Материал все-таки требовал некоторого обытовления, "заземления" метафорической стихии, чтобы внутренняя поэзия жизни прорастала сквозь сюжет, а не привносилась извне. Поэтому "Спасатель" начинает грешить литературностью, и любопытно то, что в литературной записи самого постановщика картины представляется более убедительным и доверительным по интонации, нежели кинематографическое воплощение.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий