СССР. 1982. 102 минуты.
Авторы сценария Анатолий Гребнев и Юлий Райзман
Режиссер Юлий РайзманОператор Николай Олоновский
Художник Татьяна Лапшина
В ролях: Михаил Ульянов, Ия Саввина, Ирина Губанова, Татьяна Догилева, Алексей Блохин, Елена Санаева, Лилия Гриценко, Евгений Лазарев.
Зрительский успех - 9,0 млн. при тираже 1057 копий.
Оценка - 7,5 (из 10).
Премии: приз Михаилу Ульянову за художественный и личный вклад на МКФ в Венеции; главная премия (поровну) на ВКФ в Ленинграде и Государственная премия СССР в 1983 году.
Социально-психологическая драма.
Признаюсь, что 17 лет назад эта лента о внезапном ощущении выброшенности из жизни и собственной бесполезности, что испытывает оказавшийся на время (а может, навсегда?!) не у дел крупный советский чиновник, директор большого предприятия, вызывала у таких, как я, молодых людей, стремление к фрондерству и даже к снисходительной насмешке. Одно дело, если лишенный официоза тогдашний герой Михаила Ульянова преувеличенно страдает по поводу потерянного таланта и утраченной духовности в положенной на полку «Теме», не во всем соответствует нравственным требованиям в издавна знакомой ситуации «русский человек на rendez-vous» в телефильме «Транзит» или вообще опускается до постыдных выяснений отношений с бывшей женой в картине «Без свидетелей». Но поверить в то, что начальник предпенсионного возраста (правда, актеру в тот момент было лишь 54 года - как ни странно, столько же, сколько его однофамильцу перед кончиной) способен по-человечески переживать эту полуотставку (внешне это преподано в качестве его замены на нового и более молодого директора из-за слияния двух предприятий)... Или же посочувствовать тому, что главный герой неожиданно для себя обнаруживает: жизнь вокруг - совсем не та, как она видится из большого кабинета и из черной «Волги», а в ранее не замечаемой семье все тоже неблагополучно...
Некое почти запрограммированное отторжение от образа советского чиновника мешало оценить проявленное создателями - Анатолием Гребневым, Юлием Райзманом и, разумеется, Михаилом Ульяновым - настоящее «новое мышление» аккурат в канун смерти первого из «кремлевских геронтократов». Фильм вышел на экраны в сентябре 1982 года, а два месяца спустя не стало Леонида Брежнева, занимавшего пост Генсека целых 18 лет. Но понадобилось еще два с половиной года, в течение которых сменились два тоже немолодых партийных вождя, чтобы явился «новый назначенец» Михаил Горбачев, окончательно доконавший «колосса на глиняных ногах» - партийную империю, в которой идеологическое превалировало над разумным, общественное - над личным.
А вот заграница (как, кстати, и в случае с Горбачевым, которого чуть ли не в числе первых особо приметила «железная леди» Маргарет Тэтчер), может быть, точнее нас воздала должное смелости и новаторству «Частной жизни». На кинофестивале в Венеции был награжден специально придуманной по этому случаю премией «за художественный и личный вклад» актер Михаил Ульянов. А потом лента попала в престижную номинацию на соискание американского «Оскара», пусть и уступила приз испанской картине со знаменательным названием «Начать сначала» (речь в ней шла тоже о немолодом и заслуженном персонаже, нобелевском лауреате по литературе, который пытается переосмыслить собственную внешне удачную жизнь).
В нашей картине почти не было лирики (за исключением глухого намека на возможные прежние отношения Сергея Никитича Абрикосова с преданной секретаршей - случайно ли, что имя и отчество героя являются перевертышами того, как величали некогда отставленного с позором Никиту Сергеевича!). И так называемая «частная жизнь» руководителя заключалась - не в пример сегодняшним скандальным разоблачениям - в том, что он чуть ли не впервые оказывался предоставленным лишь самому себе, оставался один на один с собой, как перед зеркалом, долго ходил по квартире и познавал заново собственное «я».
Из многих советских фильмов можно вспомнить по ассоциации лишь нетрадиционный конец типично «шестидесятнической» ленты «Никогда». Тогда «Частная жизнь» окажется словно развернутой на сто минут и ровно через 20 лет сценой непростого раздумья героя на условной границе между «никогда» и «всегда». Приметы благосостояния, разнообразные привилегии, достижения карьеры, полученные награды и премии - все становится безразличным, когда человек уже не узнает в себе себя и готов променять что угодно на так необходимое чувство внутреннего равновесия, без которого вообще не стоит ни жить, ни работать дальше.
Газета «Экран и сцена».
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий