БАРБАРА ХЁРШИ: МАГДАЛИНА И ЕЕ СЕСТРЫ

Американский режиссер Мартин Скорсезе, итальянец по происхождению, на себе испытавший довольно жесткое влияние норм католической религии, еще в 1973 году задумал экранизацию бунтарского по духу романа «Последнее искушение Христа» грека Никоса Казандзакиса. В роли Марии Магдалины он предполагал занять актрису Барбару Хёрши, которая только что сыграла в его гангстерской драме «Берта по прозвищу Товарный вагон». Однако воплотить этот замысел удалось лишь через 15 лет.
Тогда, в момент первого - несостоявшегося - прикосновения к роли Магдалины, актрисе было 25 лет. Позади - участие в десяти кинолентах и нескольких телесериалах. Хотя эти работы, включая и «Освобождение Л.Б.Джонса» классика американского кино Уильяма Уайлера, не вызвали никакого резонанса. Наверно, большей наградой для Барбары Хёрши в том же 1973-м стало рождение сына. А ее гражданский муж, известный актер Дэвид Кэрредин (из славной мужской кинодинастии, основанной патриархом Джоном Кэрредином), приступил в качестве главного исполнителя и режиссера к долгой работе над независимой картиной «Американа» - горькой драмой о судьбе ветерана войны во Вьетнаме. Фильм был завершен только в 1980 году и выпущен на экран год спустя. В 1980-м вышла в прокат и лента «Трюкач», снятая двумя годами раньше, которая впервые в кинобиографии Хёрши вызвала внимание прессы.
Итак, подлинное время этой актрисы началось лишь в 80-е годы, когда она уже разменяла четвертый десяток, вступив в пору женской зрелости, приобретя жизненный и творческий опыт. Барбара Хёрши оказалась нужна кинематографу как исполнительница ролей независимых, самостоятельных в чувствах и поступках, решительных и бескомпромиссных женщин - то обаятельная на экране, то неожиданно жертвующая своим симпатичным обликом ради раскрытия одержимых, неистовых характеров. У Хёрши есть вкус к риску, внезапной смене амплуа, экранному существованию на грани недозволенных приемов и даже к провоцированию резкой критики в свой адрес. При этом она никогда не сжигает за собой мосты, оставляет возможность для отступления, интуитивно лавируя между всевозможными Сциллами и Харибдами, сохраняя человеческое достоинство в затруднительных ситуациях.
Актрисе, к сожалению, довелось сниматься в целом ряде пустяковых, бесталанных картин, где по выражению английского кинокритика Аллана Хантера, «ей приходилось чаще всего быть насилуемой или оскорбляемой, но еще пытающейся создать впечатление убедительности в исполнении подобных ролей» (парадоксально, что за роль в фантастическом «Существе», где героиня Барбары Хёрши была изнасилована... неким инопланетным чудищем, она даже получила премию прокатчиков на фестивале в Авориазе). Поневоле в Марии Магдалине из фильма Мартина Скорсезе о Христе, все-таки поставленного в 1988 году, увидишь в чем-то автобиографическую для Хёрши искреннюю боль за положение этой женщины, униженной и используемой только по физической, плотской надобности. Хотя она на самом деле одарена способностью к возвышенной любви, самоотверженной вере и даже, как ни странно, к возможному семейному бытию с Иисусом из Назарета (Христос во время страданий на кресте грезит о тихой и благополучной идиллии своей жизни вплоть до старости - и это вольное дополнение к Евангелию как раз и вызвало бурные дебаты в прессе и осуждение со стороны церковных кругов). В образе, созданном Хёрши, пожалуй, нет ничего от хрестоматийной «кающейся Магдалины» - раскрепощенная, соблазнительная и без труда соблазняющая, легко сбрасывающая с себя одежды, она точно так же в один миг избавляется от навязанной жизненной роли и, доверившись Иисусу, проявляет свою скрытую нравственную природу, не замутненную ничем, в том числе предшествующим сомнительным поведением. Мария Магдалина, по сути, оказывается не грешнее Девы Марии, родившей сына не от мужа Иосифа, а от Святого Духа в результате непорочного зачатия. «Святая проститутка» чиста своей душою, незапятнанной в поруганном теле.
Между прочим, и голливудскую киноактрису из «Трюкача», взбалмошную и капризную, немало повидавшую (скажем так) на своем недолгом веку, любовь случайного участника съемок очередного идиотского боевика облагораживает и раскрывает в ней прежде невостребованные резервы души, способность к тонким эмоциональным переживаниям. В весьма стандартизированной особе женского пола обнаруживается неординарная, уникальная личность.
Не об этом ли говорила Барбара Хёрши в интервью журналу «Филмз энд филминг», рассказывая о своем актерском и человеческом потрясении во время работы над лентой «Ханна и ее сестры» Вуди Аллена. «Прежде мне часто казалось, что «зелен виноград», но ведь действительно я читала множество сценариев, в которых действовали двенадцать мужчин и одна женщина. Мало подобных людей, которые любили бы женщин так, как Вуди. Думаю, что Вуди является потрясающим автором произведений о женщинах благодаря тому, что он пишет о них как о людях, создает характеры с разнообразными чертами и особенностями, а у других это принято только при описании мужчин. Женщина в кино чаще всего лишь стереотипна».
В своей «драматической комедии» (излюбленный жанр!) Аллен с незлобивой иронией исследует многонаселенный мир нью-йоркской интеллигенции, принадлежащей в Америке к классу чуть выше среднего, а также ее повседневные хлопоты, непреодоленные комплексы и нереализованные чувства. Хёрши играет одну из сестер простодушной Ханны, чей муж внезапно влюбляется именно в нее и преследует повсюду. Борьба между чувством и долгом (по отношению к неудачливой сестре) завершается в пользу бурного любовного романа, но в этом выборе нет предательства или проявления похоти - доверчиво, застенчиво и вдохновенно влюбленные раскрываются навстречу друг другу.
Позже подобный чуть комический тон негаданной «запретной влюбленности» будет поддержан актрисой в фильме «Настройте радиоприемники завтра». 35-летняя тетя Джулия, знавшая немало увлекательных романов, некстати становится объектом мечтаний юного Мартина, своего племянника, желающего стать писателем, - и она не может не ответить взаимностью: к собственному удивлению и несмотря на весь свой житейский опыт, испытывая истинную первозданность такого неудержимого влечения к мужчине. Еще через несколько лет и не повторяясь, по-новому варьируя эту тему возрастного мезальянса, Хёрши сыграет и в ленте «Несущий гроб»/ «Чужие похороны», а тем более в «Страсти», где речь идет уже о запутанных отношениях матери и сына-музыканта.
Пробуждение женского естества в героинях Барбары Хёрши, которые осознают свою интуитивную власть над мужчинами, хотя и остается зависимыми от них, будучи «объектами желания» и подчас ярого соперничества (как, например, в ленте «Жестянщики» Бэрри Левинсона), особенно показательно в картине «Взморье» (думаю, что этот перевод названия все же точнее, чем «Пляжи»). Выступая в «ревниво-опасном» женском дуэте с «божественно безумной» Бетт Мидлер, бывшей певицей, Хёрши играет героиню по имени Хилари Уитни Эссекс (звучит торжественно, как это и должно быть у представительницы «высших семей Америки»), которая чопорно, аристократически воспитана, с детства уверена в собственной исключительности, зная, что составит выгодную партию тоже богатому наследнику. Но пройдя через неудачное супружество и не чувствуя искренней близости даже по отношению к дочери (повторяя тем самым судьбу своей матери), уже на пороге смерти от неизлечимой болезни Хилари осознает, что напрасно не давала волю эмоциям - подобно своей случайной подружке по детским играм на Атлантическом взморье. Эта порой непутевая, нахальная и скандальная особа еврейского происхождения сделала-таки сногсшибательную карьеру в мире шоу-бизнеса под псевдонимом Си-Си Блум.
Две женщины разных характеров, изначально отличавшиеся по социально-национальному происхождению и позже почти не имевшие общих интересов и поводов для общения, в финальном «слиянии душ», в откровенной и доверительной встрече напоследок щедро одаривают друг друга признаниями о сердечных переживаниях, не стесняясь проявления женской чувствительности, неисчерпанных запасов любви, невостребованных материнских инстинктов. Точное исполнение Барбары Хёрши и Бетт Мидлер преодолевает «мыльно-оперный» стиль фильма (а начинала-то Хёрши еще молодой и неопытной именно в телесериалах!) - и становится ощутимо жаль, что их героини так запоздало постигли суть собственных душ, глубину данных им Богом натур. Неслучайно они ностальгически вспоминают о поре детства, когда все казалось ярче и многокрасочнее.
Любопытно, что и маленькая Барбара, которая еще носила свою настоящую фамилию Херцстайн (а в ней сошлись «сердце» и «камень»), в счастливом калифорнийском детстве мечтала быть только актрисой, разыгрывая дома сцены из увиденных кинолент или прочитанных книг - и даже имела прозвище Сара Бернар. Но она всего добилась в жизни и творческой карьере самостоятельно, без помощи состоятельных и влиятельных родителей, хотя получая от них, по собственным словам Хёрши, «немалую эмоциональную поддержку». Упорство, а иногда и несокрушимость характера женщины, которая может выстоять несмотря ни на что, оказаться сильнее любого мужчины, ведь заложены не только в ее чувстве самосохранения, природном витальном начале или заботе о продлении рода, но и именно в этом ощущении надежной душевной защиты, постоянной памяти о том, что кто-то всегда на твоей стороне, снисходителен и добр, как «ангел над моим плечом» (так, кстати, называлась одна из телевизионных картин с участием Барбары Хёрши).
Самые решительные и непреклонные персонажи этой актрисы, воплощенные в фильмах «Скромные люди» Андрея Кончаловского и «Разделенный мир» Криса Менгеса (каждая из ролей отмечена премией на престижном Каннском кинофестивале, что случилось два года подряд!) способны на самореализацию, да и просто на выживание, когда полностью уверены в эмоциональной поддержке близких. В «Скромных людях» Рут Салливан осталась с четырьмя маленькими сыновьями на руках после исчезновения мужа где-то в болотах Луизианы и воспитала их в строгости, даже под диктатом вдали от цивилизованного мира. Но ее драма заключается в отсутствии сердечного контакта с сыновьями. Патриархальная (или матриархальная?) власть выдюжившей все на своем веку женщины, которая уже в 12 лет вышла замуж и перенесла много унижений от грубого мужа, билась и хваталась за жизнь, как утопающая в трясине, зная, что лишь от нее самой зависит судьба детей, на поверку оказывается отнюдь не лучше, чем безответственное, равнодушное воспитание дочери более эмансипированной, цивилизованной кузиной, журналисткой из Нью-Йорка. Крайности сходятся. Животная материнская страсть лишена подлинных чувств, как и холодное, недобросовестное исполнение родительского долга.
Барбара Хёрши не побоялась предстать в ленте «Скромные люди» обезображенной, с гнилыми зубами, усталой и раздражительной «женщиной из глубинки» с характерным кадженским акцентом. А в следующей работе «Разделенный мир» (ее поставил бывший кинооператор Крис Менгес, как раз снимавший до этого картину Андрея Кончаловского) согласилась на контрастную по отношению к предыдущей роль политической активистки из ЮАР, белой журналистки Дайаны Рот, которая вместе со своим мужем-коллегой Гасом поддерживала радикальное движение «Африканский национальный прогресс». Проблемы апартеида увидены в фильме как бы с личной (глазами тринадцатилетней девочки, дочери героини), семейной точки зрения. И волевой, деятельный, бунтарский персонаж Хёрши все-таки непредставим без преданности своему супругу, нежной привязанности к дочери. Для Дайаны Рот мир неделим и в социально-политическом, и в интимно-человеческом отношении, поэтому она - наиболее цельная фигура в галерее женских портретов, созданных американской актрисой в пору природной, личностной и творческой зрелости, то есть примерно в 40 лет.
Но и десятилетие спустя Барбара Хёрши продолжает отстаивать на экране суверенное право всегда поступать согласно собственной натуре и интуитивному чутью, не приемля упреков и сомнений, но и не отвергая тактичной и уважительной помощи в делах и переживаниях. Ее героини не могут остаться без защиты (точное название еще одной картины с участием Хёрши), хотя не потерпят излишнего вмешательства, тем более давления со стороны, от кого бы то ни было. Таковы Мария Магдалина и все ее «названные сестры».
Комментарии читателей Оставить комментарий