Россия. 1918. 70 минут.
Автор сценария Александр Волков по повести Льва Толстого
Режиссер Яков Протазанов
Операторы Николай Рудаков и Федор Бургасов
Художники Владимир Баллюзек и Александр Лошаков
В ролях: Иван Мозжухин, Ольга Кондорова, В.Дженеева, Владимир Гайдаров, Николай Панов, Наталья Лисенко, Вера Орлова.
Оценка - 10 (из 10).
Драма-экранизация.
Этот фильм во многих отношениях уникален. Он снят уже после революции, в частном кинотовариществе Иосифа Ермольева, но широко демонстрировался в советском прокате, а в 1928 году, к столетию Льва Толстого, был выпущен повторно, и гораздо позже не изымался из кинематографического обращения и даже был показан потом по телевидению. Одновременно, будучи вывезенным в 1920 году за границу Яковом Протазановым и членами его съемочной группы, уехавшими во Францию, картина "Отец Сергий" была широко известна и хорошо принята в Европе. Являясь своеобразным творческим итогом всего развития дореволюционного русского кино, эта лента без сомнения может быть включена в контекст мирового кинематографа как редкий образец раннего прорыва к глубинам постижения психологии человека на экране. Если оценивать произведение Протазанова (которое, конечно же, не состоялось бы без точной и неожиданно скупой по внешней манере игры Ивана Мозжухина) именно с точки зрения предвосхищения в кино эстетики "внутреннего монолога" и попытки передачи на экране хода мыслей и переживаний героя, то ближайшими аналогами будут, по всей видимости, фильмы скандинавской школы (Виктор Шёстрём, Мориц Стиллер) и ряд немецких лент (например, "Последний человек" Фридриха Вильгельма Мурнау).
Высокая художественная значимость "Отца Сергия" еще более возрастает при сопоставлении с предшествующим российским киноопытом и последовавшим советским этапом кино 20-х годов, когда даже общепризнанные шедевры несомненно уступали картине Якова Протазанова как раз в сложности и объемности характера героя, реалистической полноте и убедительности всего его поведения на экране. Пожалуй, только некоторые из фильмов конца десятилетия, возникшие уже на излете нэпа (как-то: "Человек из ресторана" и "Белый орел" того же Протазанова, "Живой труп"Федора Оцепа, вновь по Толстому), могут быть сравнимы с "Отцом Сергием" по неоднозначности человеческих образов и психологической нюансировке поступков. Причем в отличие от в какой-то степени следующей в его фарватере другой ленты того периода - "Поликушка" (опять экранизация повести "отца Льва"), снята в 1919 году, но выпущена на советский экран только в 1922-м - работа Протазанова не держится на одной лишь игре ведущего исполнителя (а Иван Мозжухин, как опытный киноактер, все-таки будет посильнее дебютировавшего на экране в роли Поликушки выдающегося театрального мастера Ивана Москвина). "Отец Сергий" является цельной, выверенной по стилистике, кинематографически запоминающейся картиной, в которой талант Мозжухина - как одна из отшлифованных граней этого "истинного кинобрильянта".
Газета "Экран и сцена".
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий