Россия. 2003. 105 минут.
Авторы сценария Владимир Железников и Галина Арбузова при участии Андрея Прошкина и Валерия Козлова по мотивам повести «Чучело-2, или Игра мотыльков» Владимира Железникова
Оператор Юрий Райский
Композитор Владимир Чекасин
Песни Сергея Шнурова
Оценка - 6,5 (из 10)
Молодёжная драма
![]() ![]() ![]() | |
• | Кадры из фильма |
Конечно, можно заметить, что Лену Бессольцеву из «Чучела» напоминает внешне и даже по своим поступкам одна из героинь «Игр мотыльков» - Зойка, сыгранная талантливой Оксаной Акиньшиной («Сёстры», «В движении», «Лиля навсегда»). Она тоже несколько наивно и идеалистически (по мнению более разбитных подружек) воспринимает мир, относясь с тихой преданностью к кумиру своих девичьих грёз - соседу по лестничной площадке, шестнадцатилетнему Косте, который просто обязательно должен стать знаменитым на всю страну рок-музыкантом. И ради него она готова на всё, включая сокрытие совершённого преступления (угон машины и наезд на пожилого пешехода) и участие с двумя другими девчонками в краже денег, необходимых для «отмазывания» Кости от тюрьмы. А позже, когда он уже отсидит небольшой срок (что, кстати, странно - вряд ли бы суд ограничился наказанием в пределах одного года) и вернётся домой потерянным и неприкаянным, пустится в бесцельные пьянки-гулянки, Зойка терпеливо будет сносить все обиды и оскорбления, вплоть до фактического изнасилования и циничного предательства со стороны возлюбленного, совсем не осознающего, что он творит. Пока в финале, внушающем хоть какую-то надежду, Костя не пожелает загладить свою вину перед случайно встреченной в трамвае Зойкой, предложив ей поехать в гости к его матери в деревню.
Кстати, судьба этой юной героини, словно по-матерински привязанной к заблудшему ровеснику, сопоставлена с тем, как отчаянно борется за своего сына его подлинная мамаша, «бедная Лиза» (в этой роли весьма убедительна Мария Звонарёва, ранее заявившая о себе в «Трио» Александра Прошкина). По всей видимости, она беспутно провела собственную молодость и ныне решается лечь в постель с прежним другом-судьёй или с участковым милиционером - лишь только бы спасти от правосудия проштрафившегося парнишку. Вот и отец Зойки, которого она предпочитает называть Степанычем (Юрий Кузнецов всегда поражает естественностью существования на экране), не так уж правилен по своему поведению, норовя опрокинуть тайком рюмку-другую, ввязаться в глупую драку с пацанами или схватиться за ружьё, угрожая отомстить Косте за надругательство над дочерью. Сам, между прочим, тоже сидел в тюрьме по малолетству. А милиционер Куприянов, в насмешку называемый подростками Купером (не в честь ли агента Купера из культового американского телесериала «Твин Пикс»?!), может в буквальном смысле слова выбивать показания у одной из девчонок, входящих в компанию Кости и Зойки, но при всём этом быть вполне нормальным с житейской точки зрения человеком, даже вызывающим какое-то сочувствие и понимание.
Вероятно, кому-то эта лента, отражающая современную действительность как она есть, а особенно - ту беспросветную жизнь в российской глубинке, коей является в данном случае Челябинская область, где и происходит действие, покажется явно недетской (хотя в создании фильма принимала участие компания с красноречивым названием «Детский сеанс»), вообще - чересчур взрослой. Однако в обманчиво легкомысленном названии «Игры мотыльков» заключён как раз точный и верный смысл. Подростки, поступающие бездумно и безответственно, на самом деле мало чем отличаются от родителей и других людей старшего возраста, которые порой ведут себя некрасиво, лживо и аморально. Каждый человек небезгрешен вне зависимости от того, сколько ему лет. И не напоминает ли реальная жизнь многих из нас некую игру мотыльков, неразумно и будто заворожённо стремящихся на свет, который способен опалить и вовсе погубить?! Мы ведь сами виновны в том, что случается с нами, пусть и не готовы принять это за истину, почти по-детски сопротивляемся очевидному и почему-то надеемся избежать своей участи, словно забавляясь с тем, что уже предназначено, игрой в прятки: «кто не спрятался - я не виноват».
И финальная решимость одумавшегося Кости из «Игр мотыльков» серьёзно измениться и попытаться начать жизнь заново дорогого стоит, поскольку знаменует его отказ от прежнего «порхания» и приход к мысли о том, что за всё сделанное надо лично отвечать, не перекладывая этой ответственности на других. Подобный вывод, к тому же выраженный подспудно, а не прокламируемый в речах, позволяет картине Андрея Прошкина преодолеть под занавес возникшую в последней трети повествования определённую повторяемость ситуаций, откуда как будто бы и не было никакого выхода. Ан нет! Если человек всего лишь устыдится содеянного и захочет вернуться к себе истинному, к тому, кем он ещё может стать, то ничего отнюдь не потеряно. Всё только начинается...
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий