Веня Д'ркин «Донецкая бобина» (2 CD)

Веня Д'ркин (Александр Литвинов) настолько уникален, что до сих пор не вписывается ни в какие табели о рангах русского рока. Очевидно лишь одно: в 90-е его появление знаменовало собой отход от песен, написанных от первого лица и переход к пересмешничеству, театрализации, системе масок, образной полифонии. Но ведь очевидно, что сам Веня не сразу принял такую парадигму. Записанная в 1991 году «Донецкая бобина» дает исчерпывающее представление о том, как осуществлялся этот переход.
Запись этого двойного альбома (который явно и не планировался как полноценный альбом) сделана была в 7-м общежитии Донецкого политехнического института. Страна дожила свои последние дни, старые рок-герои казались уже, по большей части, не нужными, а новые интуитивно искали новых форм. Литвинов (еще не Д'ркин, а Дрантя), был на тот момент еще слишком молод, чтобы представить нечто от начало до конца самобытное. Поэтому во время прослушивания первых песен «Донецкой бобины» не можешь отделаться от ощущения, что слушаешь какую-то раннюю и неизвестную акустику Константина Кинчева. Сознание окончательно меняется, когда Веня и впрямь затягивает «Лодку» «Алисы».
Кинчевские образы проскальзывают в псевдоязыческом лубке «На Ивана Купала». Здесь, как и в «алисовской» «Ветер водит хоровод», Крест не спасает. Позднее Кинчев, осознав неточность этого оборота, стал петь «плач не спас». Веня Д'ркин не дожил до такой эволюции. Но религиозный потенциал ощутим например в нарочито театрализованной «Матушке игуменье», где слышится даже что-то башлачевское. Но, в отличие от автора «Времени колокольчиков», Веня городит нечто абсурдное и ироническое, сам же запутываясь в своей конструкции. Более уверенными выглядят попытки работать под Александра Вертинского. А миниатюра «Mon Amour!» из этой серии вообще станет впоследствии довольно известной.
Некоторые песни из «Донецкой бобины» так и остаются на стадии набросков. Причем это касается как произведений самого певца («Комната из пяти углов» через какое-то время вырастет до «Бубуки»), так и даже кавер-версий. Из «Песни прощения» Муслима Магомаева (мелодия оригинала, также известная по «Прогнозу Погоды» в советской программе «Время», принадлежит Андре Поппу) Веня исполняет лишь кусочек, старательно воспроизводя мелодию. Кстати, исполнитель здесь очень хорошо играет на акустической гитаре, особенно — для дебютанта.
«Донецкая бобина» доказывает, что останься Веня Д'ркин в живых, он бы еще нас не раз удивил. Свидетельство тому — выбивающаяся из общей канвы «Донецк — мой папа». Не впадая в излишний пафос, Веня, тем не менее, точно высвечивает основные достоинства жителей воспеваемого региона — тема сейчас отрадная, увы, не для всех…
BullTerrier впервые издал «Донецкую Бобину» - да еще в полном объеме, с текстами песен, рисунками Вени и двух вариантах. Все условия для того, чтобы проследить, как совершается рождение большого художника.
Комментарии читателей Оставить комментарий