![]() | |
• | Постер фильма |
Авторы сценария Георге Бругманс (George Brugmans), Ханс де Вольф (Hans de Wolf), Йос Стеллинг (Jos Stelling) по роману Жан-Поля Франсенса (Jean-Paul Franssens)
Операторы Пауль ван ден Бос (Paul van den Bos), Франс Бромет (Frans Bromet), Гурт Гилтай (Goert Giltay), Тео ван де Санде (Theo van de Sande)
Художник Герт Бринкерс (Gert Brinkers)
Композитор Мишель Мулдерс (Michel Mulders)
Премии: приз публики на МКФ в Сан-Паулу, премия на МКФ в Брюсселе, приз за лучшую мужскую роль и премия публики на МКФ в Порту
Оценка - 8,5 (из 10)
Абсурдно-сюрреалистическая арт-фантазия
Внешне странное, но на самом деле весьма простое искусство голландского режиссёра Йоса Стеллинга вполне можно сравнивать с якобы наивным творчеством художников-примитивистов, с детскими рисунками или же с творениями действительно одарённых людей, но страдающих явным расстройством психики. Стеллинг сам склонен провоцировать подобные сопоставления, вновь и вновь обращаясь в своих фильмах к таким героям, которые представляются немного свихнувшимися или вовсе «слетевшими с катушек». Хотя в его-то произведениях, в отличие от целого ряда голландских лент, где сумасшествие, душевная болезнь и элементарный нервный срыв становятся чуть ли не фирменными приметами кинематографа из Нидерландов, моментально чувствуются ирония, насмешка, лукавство, даже издёвка автора, которому нравится играть с самим собой и со зрителями в увлекательную игру под названием кино. Потому что всё это - сплошной розыгрыш, обман «честнОй компании», хитроумие создателя, потешающегося над теми, кто принимает происходящее чересчур всерьёз.
Йос Стеллинг в какой-то степени похож на своих чудаковатых, блаженных героев, которые действительно «не от мира сего», но если под этим понимать отнюдь не сумасшествие, а своеобразную «унесённость в иные пределы». Вопреки тому, что одного из его персонажей вообще зовут Элкерликом (что дословно означает «такой, как все», «обычный человек»), другой не имеет личного имени, являясь просто Стрелочником, а третьего иронически кличут Летучим Голландцем за его одержимое стремление в конце XVI века совершить полёт на воздушном шаре, почти все обитатели «вселенной Стеллинга» находятся в мире мечты и грёз, хотя кто-то считает это пустым притворством.
Склонность режиссёра к названиям, начинающим звучать символически, как и ненавязчивое демонстрирование повсюду рассыпанных мелких деталей, а также хитроумное выстраивание вроде бы бессюжетной интриги, всё это позволяет увидеть в работах Йоса Стеллинга характерные приметы иллюзионности его искусства. На протяжении тридцати лет автор вместе со своими героями только и делает, что подчас с исступлением ожидает явления чуда, осуществления идеальных желаний. Ускользающая надежда, облачённая в разные одежды, не раз появлявшаяся на экране во плоти, а особенно красиво - в качестве двух прекрасных Незнакомок в «Стрелочнике» и новелле «Зал ожидания» - даёт пусть призрачную, однако столь живительную возможность расцветить унылое существование и устроить праздник фантазий. Вот почему весь кинематограф Стеллинга, даже в самых натуралистических сценах, представляется бесконечным «праздником метафор».
Сам он склонен считать, что всю жизнь снимает фрагменты одной и той же картины. Пожалуй, определение «картина» тут будет не просто дежурным замещением понятия «фильм», хотя Йос Стеллинг, безусловно, кинематографист до мозга костей, действительно мыслящий кадрами, точнее - рассчитывающий на то неуловимое, что появляется между кадрами, в монтажной смене «движущихся картинок». Но будучи изначально художником, творившим в области живописи и графики, он и в кино сохраняет устойчивую приверженность к живописному искусству, композиционному и колористическому оформлению экранного пространства в соответствии с многовековыми художественными традициями.
И делает как бы вневременные произведения, что сначала проявилось в символическом плане в «Иллюзионисте» (несмотря на намеренное присутствие в кадре открыточно-туристических голландских ландшафтов с непременными ветряными мельницами на горизонте), а потом в «Стрелочнике». Оба фильма воспринимаются как условные, почти бессловесные притчи о воображаемых странствиях наивной человеческой души в потёмках свихнувшейся действительности.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий