США-Франция. 1999. 111 минут.
Авторы сценария Джон Роуч и Мэри Суини
Режиссер Дэвид Линч
Оператор Фредди Фрэнсис
Художник Джек Фиск
Композитор Анджело Бадаламенти
В ролях: Ричард Фарнсуорт, Сисси Спейсек, Хэрри Дин Стэнтон, Эверет МакГилл, Джон Фарли, Кевин П.Фарли, Джейн Хайтц, Джеймс Кэда.
Кассовые сборы - $6,1 млн.
Премии: «Феликс»-99 в категории «Приз пяти континентов», премия «Независимый дух»-2000 за главную мужскую роль.
Оценка - 8,5 (из 10).
Экзистенциальная драма.
Проще простого сразу же заявить, что последняя работа культового американского режиссера Дэвида Линча не имеет никакого отношения к его авангардно-сюрреалистическим, мрачно-эстетским фильмам, благодаря которым он и славен почти четверть века, начиная с весьма странного игрового дебюта «Голова-ластик». А новая лента, в которой якобы можно выискать двойной смысл только в обыгрывании фамилии главного героя в ее названии, выглядит явно в стороне от того «шоссе в никуда», куда ранее неотступно следовал режиссер, словно одержимый запредельным и непознаваемым миром.
Подтверждением этого будто бы может служить и тот факт, что первоначально Линч не воспринял идею, предложенную его давней сотрудницей (в последние годы - и спутницей жизни), монтажером Мэри Суини, которая прочитала в газете о реальном случае, как в 1994 году 73-летний Элвин Стрейт совершил шестинедельную поездку... на старой газонокосилке, проехав из штата Айова в штат Висконсин, чтобы повидать родного брата, с которым случился удар. Однако потом режиссер настолько заинтересовался сценарием, что в 1998 году, уже через два года после смерти подлинного прототипа этой истории, вместе со съемочной группой практически проделал тот же путь по американской глубинке, причем в те же сроки - с начала сентября до середины октября.
Казалось бы, какое дело певцу своего рода НЧС (неопознанных человеческих сущностей) и прочих загадочных, аномальных явлений бытия-инобытия до скучнейшего путешествия упрямого американского старикана?! Уже почти на ладан дышит, передвигается с помощью палок, не имеет водительских прав на управление нормальными транспортными средствами - ан нет, отчаянно пускается в долгое странствие на старой газоносилке с несоразмерным прицепом, желая во что бы то ни стало помириться с братом после десятилетней ссоры. Ну, старческая причуда, маразматическая выходка айовского фермера, глупость «непрошибаемого» человека, не осознающего настоящей рискованности своего путешествия... В крайнем случае, это действительно сгодилось бы для житейского анекдота в газете. Но зачем же Линчу, считаемому творцом и почитателем некой кинокунсткамеры, помещать пусть и любопытный, но все же отнюдь не ущербный образчик человеческой природы в свою признанную коллекцию проявлений всевозможных отклонений?! У него вроде бы никогда не было абсолютно положительных, идеальных героев, без какого-либо душевного или физического изъяна - даже заглавный персонаж фильма «Человек-слон», единственный, кто обладает ангелоподобной душой, готовой унестись в небесные, звездные сферы, является настоящим уродом, к тому же реально существовавшим столетие назад в Лондоне конца викторианской эпохи и начала развития кинематографа.
Вот тут и обнаруживается несомненное родство этих абсолютно несопоставимых героев - двух подлинных людей среди множества придуманных или до неузнаваемости трансформированных богатой (кто-то добавит - и больной!) фантазией Дэвида Линча.
Насколько же заблуждались те, кто всегда твердил, что Дэвид Линч не любит Америку, а тем более американцев из пригородов, лесных поселков и фермерской глубинки. Может, они вообще не знают, что в детстве вместе с отцом, работавшим в министерстве агрикультуры, будущий режиссер объездил немало штатов, и ему издавна ведома простая, естественная, незамутненная «пороками городской цивилизации» жизнь самых обычных людей, которых испокон называли «солью земли». А параллельно со знаменитым «Твин Пиксом» Линч был причастен к созданию документального телесериала «Американские хроники», в котором представала жизнь как она есть, а вовсе не той, какой кажется. Получив же сейчас возможность в игровом кино впервые использовать по-своему понятые типичные американские жанры road-movie и даже вестерна (бывшего каскадера Ричарда Фарнсуорта не так уж давно можно было видеть на экране верхом на лошади, а не за рулем допотопной сенокосилки), постановщик вовсе не впадает в чрезмерную патетику, прибегая к помощи сверхобщих кадров родной природы, снятых с высоты птичьего полета, а в саундтреке применяя стилизованные его постоянным композитором Анджело Бадаламенти музыкальные мотивы «кантри».
Сам немногословный, несуетный и преисполненный внутреннего величия реальный герой, с блеском сыгранный актером (вот уж кому надо было вручать в этом году премию «Оскар»!), диктует манеру мудрой дорожной баллады, не столько пропетой, сколько наговоренной неторопливо под ленивые звуки банджо. А тот экзистенциальный план, который каждый вправе вычитывать в «Простой истории», возникает не от намеренного умствования автора, а исподволь, стихийно, с течением времени, попутно. Ведь и в любом путешествии, предпринятом с той или иной целью, можно по дороге испытать разное - и любопытство, и скуку, и восторг перед красотами пейзажей, и разочарование от каких-то неудобств, и радость общения с новыми людьми, и раздражение от тупости местных обитателей...
Но самое главное - человек, отправившийся по стране чуть ли не своим ходом, увидевший все вблизи, а не в иллюминаторе самолета или хотя бы в окне проносящей мимо автомашины, поневоле, как и уподобившийся ему режиссер, заставивший это сделать и зрителей, должен почувствовать человеческое измерение внешнего окружающего мира и уже по собственному желанию узреть во всем сущем присутствие высшего смысла. Вот подлинная общечеловеческая красота бытия, лишенная ныне модного американского оттенка!
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий