]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Фигляр, шумящий на помосте / в присутствии клоуна
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Фигляр, шумящий на помосте / в присутствии клоуна

Год:
1997
Продолжительность:
119 мин.

Кадр из фильма
ТВ Швеции, Дании, Норвегии, Италии, Финляндии и ФРГ. 1997. 119 минут.

Автор сценария Ингмар Бергман

Режиссер Ингмар Бергман

Операторы Тони Форшберг и Ирене Виклунд

Художник Ёран Вассберг

Музыка Франца Шуберта

В ролях: Бёрье Альстедт, Мари Рикардсон, Эрланд Юсефсон, Пернилла Аугуст, Анита Бьёрк, Агнета Экманнер, Лена Эндре, Гуннель Фред, Герти Кулле, Юхан Линделл, Петер Стормаре, Анна Бьёрк.

Оценка - 8,5 (из 10).

Философская трагикомическая притча.

Считается, что великий шведский мастер кино Ингмар Бергман вот уже 16 лет не снимает фильмы, хотя называемая его последней работой картина «Фанни и Александр» изначально была телесериалом, и режиссер поставил в 80-е годы еще две документальных и две игровых ленты («После репетиции» и «Двое блаженных») для телевидения. А после значительного перерыва, связанного в первую очередь с литературной деятельностью, опять вернулся на съемочную площадку, чтобы в возрасте 79 лет снять «В присутствии клоуна» (таково международное название этого телефильма), который смело можно воспринимать и как «лебединую песню», своеобразное завещание живого классика мирового кинематографа, и как по-молодому дерзкую и язвительную работу автора, в открытую посмеивающегося над собственным творчеством.
Кадр из фильма
С одной стороны, в картине присутствуют, кажется, все сквозные мотивы кинематографа Бергмана, но прежде всего она выстраивается в один ряд с такими произведениями, как «Вечер шутов», «Лицо», «Дьявольское око», «Ритуал», «Из жизни марионеток», в которых трагикомизм и карнавальность восприятия действительности могут вдруг обернуться подлинным трагизмом, буквально пронзающим все твое естество ощущением невероятной близости смерти. Вот и здесь попавший в психиатрическую клинику 54-летний инженер Карл Окерблум, одержимый обстоятельствами болезни и смерти композитора Франца Шуберта, а также идеей создания в 20-е годы ХХ века живьем озвучиваемого кино, в редкие моменты своих видений встречается лицом к лицу с неким андрогинным существом в костюме клоуна и с белым гримом - и невыносимый ужас охватывает не только его, но и словно нисходит в зрительный зал. Глубинное отчаяние героя, особенно в финале, оказывается вполне сопоставимым по силе воздействия с самыми трагическими эпизодами из бергмановских шедевров - таких, как «Молчание», «Персона», «Стыд», «Шепоты и крик».

Но с другой стороны, «Фигляр, шумящий на помосте» - порой на редкость смешная, ерническая, хулиганская лента (достаточно сказать, что сам Ингмар Бергман появляется мало кем узнанный в качестве одного из сумасшедших в клинике), наполненная массой пикантных самоцитат. Весьма словоохотливый психиатр в бравурном исполнении Эрланда Юсефсона (фактически он - бергмановский «альтер-эго» в течение последних 20 лет), конечно же, носит излюбленную шведским мастером фамилию Фоглер. Это сразу отсылает нас к «Лицу», где фокусник Фоглер, странствующий со своей труппой по Швеции в XIX веке, оказывается словно предтечей «новых авантюристов» в лице Карла Окерблума и Освальда Фоглера, спустя несколько десятилетий дающих выездные представления тоже с претензией на магию. Искусство «волшебного фонаря», к которому пристрастились фигуранты под руководством Окерблума, неизбежно вызывает в памяти соответствующие эпизоды из картины «Фанни и Александр». А младшей сестрой восторженного изобретателя «говорящего кинематографа» оказывается героиня по имени... Карин Бергман (так звали бабушку Ингмара Бергмана), причем играет ее, как и настоящую мать Бергмана в экранизации его романа «Благие намерения», та же Пернилла Аугуст. Кстати, Карл Окерблум появлялся среди героев «Благих намерений», а кроме того, Бёрье Альстедт, исполнивший эту роль, был задействован и в ленте «Фанни и Александр».

Для самого Бергмана тема шутовства, актерства, магического преображения реальности в искусстве - это всегда своего рода вызов против ленивого и сытого буржуазного существования, внезапный прорыв к вечным истинам даже тех, кого считают безвольными марионетками. И то, что смерть рядится в одежды клоуна и неотступно преследует горячего поклонника творчества и радости жизни в любых ее проявлениях, стремится остудить его дерзновенные, хотя порой наивные порывы, медленно сводит с ума и приближает неизбежную кончину, это отнюдь не противоречит бергмановской концепции свободы художника и его неоценимой роли в изменении окружающего мира пусть всего лишь на несколько мгновений выдуманного действа. Как уважительно и искренне благодарят актеров-любителей несколько провинциальных жителей, которые наблюдали с грехом пополам отыгранный «киноспектакль» заезжих гастролеров, а потом степенно и в некоторой задумчивости расходятся по своим домам! После этого и самим фиглярам можно спокойно, со знанием исполненного долга возвращаться хоть в приют для умалишенных, где уже без прежней мучительной тревоги дожидаться очередного ночного явления смертоносного клоуна. Вспомним, как в ситуации словно перед концом света спасались бродячие комедианты в «Седьмой печати», чета музыкантов в «Стыде», цирковой артист и певичка кабаре в «Змеином яйце»... Даже искусство, тронутое душевной или иной болезнью, находящееся вблизи от смерти, все равно предпочтительнее, чем заурядное прозябание «в отсутствии клоуна».

Ингмар Бергман, который давно уже обеспечил себе место в истории мировой культуры, в своей последней экранной работе (может, она действительно окажется финальной) даст фору многим более молодым режиссерам, кому еще предстоит снимать в XXI веке. «Фигляр, шумящий на помосте» по своей оригинальной стилистике виртуозного условного минимализма вполне годится в образцы постмодернистского искусства, но по способу мышления, а главное, по глубине постижения человеческих судеб и внушения нам чувства подлинного потрясения - это типичная классическая драма о горделивом противостоянии человека самому Року. Поэтому неслучайно, что и предваряется она цитатой из «Макбета» Шекспира: «Жизнь - только тень минутная; фигляр, / Свой краткий час шумящий на помосте, / Чтобы потом навек затихнуть; сказка / В устах глупца, где много звонких фраз, / Но смысла нет». Это сразу задает повествованию высокое измерение, которое, безусловно, оправдывается в лучшие моменты фильма Бергмана.

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Кто убил киевского диверсанта?
Путин оценил ситуацию с рождаемостью в России строчкой из песни
Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
© KM.RU, Алексей Белкин
Госдума рассмотрит штрафы за поиск экстремистского контента в интернете
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Как бороться с синдромом раздраженного кишечника?
«МИД будто забыл об условиях, на которых СССР был готов подарить Японии два своих острова»
Евро-2020: кто виноват и что делать?
Алексей Круглов и Игорь Гольденберг «BACH Games»
Самые незаменимые вещи в летнем гардеробе
В Россию пришел полноприводный Chery Tiggo 8 Pro Max
Странные судебные иски
Стоит ли наказывать депутата за неисполнение предвыборных обещаний?
Есть проблемы, но нет решения: МВД девальвировало заявления Путина о мигрантах
«Русская Правда», 9 ноября, «Дорогая, я перезвоню»
Когда за страну обидно. Понимание кризиса власти в России
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.