]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Полумгла
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Полумгла

Год:
2005
Продолжительность:
103 мин.

Россия-ФРГ. 2005. 103 минуты.

Авторы сценария Игорь Болгарин, Виктор Смирнов

Оператор Андрей Воробьёв

Художник Мария Белозерова

Композитор Андрей Антоненко

Премии: приз за дебют на Новом Монреальском МКФ, премия Гильдии киноведов и кинокритиков России на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге, приз на МКФ «Молодость» в Киеве

Оценка - 7 (из 10)

 

Драма военных времён 

Рецензируя эту ленту накануне её выхода на экран (между прочим, дата выпуска знаменательно назначена на 23 февраля, которое ныне называется Днём защитника отечества), вряд ли можно обойтись без изложения своеобразной «истории вопроса», связанного со скандалом вокруг «Полумглы». Ведь появление в кинотеатрах фильма, снятого 27-летним дебютантом Артёмом Антоновым (но прежде он успел получить известность благодаря короткометражке «Столичный скорый»), оказалось отложенным на несколько месяцев из-за гневной реакции пожилых сценаристов Игоря Болгарина и Виктора Смирнова, которые, даже не видя картину, обвинили её во всех смертных грехах, в первую очередь - в антирусских настроениях. И поспешно развернули бурную деятельность: от публикации пасквиля в канадской русскоязычной газете до обращения в Министерство обороны России с требованием принять надлежащие меры к «очернителям прошлого». После специального просмотра и публичного обсуждения, устроенного Гильдией киноведов и кинокритиков, когда Болгарин, наконец-то лично увидев «Полумглу», продолжал упорно твердить о тех же претензиях, авторы сценария так и не обратились в суд, видимо, осознавая шаткость своих требований по закону об авторском праве, всё-таки не вернули назад денег, полученных согласно подписанному договору, и в итоге не изъяли собственные фамилии из титров.

 

Нажмите на картинку и появится большая Нажмите на картинку и появится большая Нажмите на картинку и появится большая

Неудовлетворённые амбиции Болгарина и Смирнова, раньше воспевавших с особым пафосом партизанские подвиги Ковпака, теперь простёрлись настолько далеко, что они грудью встали на защиту несчастных немцев-военнопленных, которых будто бы вообще не мог расстрелять в финале ленты излишне ретивый майор НКВД, желающий поскорее избавиться от «ненужного груза» - от тех, кто и так уже должен был сдохнуть в голоде и холоде на северной стройке. И вместо справедливого негодования в адрес советских властей и их карательных посланников в армии именно в пору насаждения ненависти ко всему немецкому сценаристы попытались «перевести стрелку» на упомянутого молодого постановщика и давно зарекомендовавшего себя продюсера Игоря Калёнова из компании «Никола-фильм». Те якобы возжелали полить грязью в год 60-летия Победы гуманных и склонных к сочувствию русских людей из архангельской глубинки, из деревни со странным названием Полумгла, где юный лейтенант-артиллерист Анохин получил задание построить вышку для радиомаяка, пользуясь принудительным трудом группы немецких пленных, которых местные жители поначалу встретили с неприязнью, но потом прониклись к ним симпатией.

 

Однако трагический исход фильма с типичной для российской культуры темой «народ безмолвствовал» на самом-то деле логично вытекал из предшествующего повествования и фактически был заранее подготовлен фразами из радиосвязи с существующим где-то начальством, которое никак не хотело верить, что вверенный лейтенанту взвод военнопленных остаётся без «естественной убыли». И переживание своеобразного катарсиса в последних кадрах «Полумглы» куда важнее фальшивого и заискивающего тона закадрового комментария «про мир и дружбу между народами», что предлагалось в сценарии под названием «И снегом землю замело», где Анохин вдобавок совершал должностное преступление, покрывая одного из немцев, пожелавшего остаться в деревне с приглянувшейся ему бабёнкой.

Нажмите на картинку и появится большая Нажмите на картинку и появится большая Нажмите на картинку и появится большая Нажмите на картинку и появится большая
  • Кадры из фильма
  • Нажмите на картинку и появится большая Нажмите на картинку и появится большая Нажмите на картинку и появится большая

     

    На примере этой картины видна не только эстетическая борьба с давно отжившими сюжетными схемами и драматургическими приёмами, которые сейчас всё ещё стараются приспособить на новый лад, выдавая будто бы за переосмысленные парадигмы в анализе человеческих судеб и исторических катаклизмов, а практически лишь меняя знаки с резко отрицательных на сугубо положительные. Советское искусство преимущественно строилось на «столкновении хорошего с лучшим» - вот и в первоначальном сценарном варианте «Полумглы» герои в самом конце повествования словно соревнуются в своём благородстве по отношению к военнопленным. Но это было бы однозначно невозможно в прежние времена, когда персонажам пришлось бы, наоборот, доказывать изо всех сил лояльность к властям, демонстрируя презрение к врагу.

     

    То, что лента Артёма Антонова задевает многих, провоцируя яростные дебаты, свидетельствует о неразрешённом до сих пор этическом споре о подлинных жертвах войны, под коими следовало бы понимать (помимо тех, кто погиб на фронте и во время оккупации или же умер в глубоком тылу) ещё и пострадавших от обоих тоталитарных режимов - сталинского и гитлеровского. Молодой режиссёр, в отличие от немало поживших при социализме авторов сценария, отстаивает не довольно абстрактные проповеди о гуманизме, которые мало подкреплены правдой жизни и характеров людей из двух противоборствующих лагерей, а именно человеческое достоинство в столкновении отдельных индивидуумов с бездушной и отчуждённой ото всех системой. Заключительные строчки сценария фактически призывали покрыть прошлое «снегом времени» и отныне видеть его в некоем благостном свете примирения и всепрощения. В готовом фильме нас всё же не отпускает саднящая боль за происшедшее более шестидесяти лет назад и заставляет с беспокойством думать о том, что состояние исторической тьмы или условной полумглы (ни мир - ни война, ни тыл - ни фронт, ни рай - ни ад, а, в общем, Чистилище) по-прежнему живо в памяти. И даже имеет какие-то шансы на реваншистский возврат, если кое-кто склонен отождествлять государственную машину уничтожения с целым народом и воспринимать обиду из-за действий одного энкавэдэшника… в качестве оскорбления, нанесённого всей России.

     

    ГДЕ ИДЕТ

     

    Расскажите об этом:
    0

    Подписаться на KM.RU в Telegram

    Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

    Комментарии читателей Оставить комментарий

    ]]>



    ]]>
    Выбор читателей
    © МЧС Республики Казахстан
    Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
    Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
    Алаудинов призвал ужесточить наказание за разжигание межнациональной розни
    Когда приоритеты расставлены неверно
    ]]>




    Агрегатор 24СМИ


    ]]>
    Избранное
    «Европейская цивилизация вообще одна из самых материально-вещественных по своей социальной сути»
    «Особенное, взволнованное состояние»: почему дети попадали в обморок на школьной линейке
    Подробно о язве двенадцатиперстной кишки
    «Взвинченное, бурлящее, протестующее человечество, погружённое в выборную процедуру, готово к взрыву, восстанию, гражданской войне»
    Скворцы Степанова «Бананы» (квадро-сингл)
    Как составить план подготовки к свадьбе?
    Дмитрий Ревякин «Стрелы лет»
    «Теплая Трасса» продолжила «Сигналами» дело настоящего русского андеграунда
    «Российское правительство послушно исполняет волю своих заокеанских хозяев. МВФ приказал повысить пенсионный возраст - и ведь повысили!»
    Новый арендатор Конюшенного ведомства «БахчаСарай» не потянул реставрацию ОКН
    «Над Африкой полыхает. Судя по всему, Путин решил открыть для своих западных "заклятых друзей" второй фронт»
    официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
    ]]>
    ]]>
    Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
    Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

    Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

    Карта сайта


    Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


    Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
    Telegram Logo

    Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.