![]() | |
• | Кадр из фильма |
Автор сценария Райнер Вернер Фассбиндер (Rainer Werner Fassbinder) по роману Теодора Фонтане (Theodor Fontane)
Операторы Юрген Юргес (Jurgen Jurges), Дитрих Ломанн (Dietrich Lohmann)
Художник Курт Рааб (Kurt Raab)
Использована музыка Камиля Сен-Санса (Camille Saint-Saens)
Оценка - 7,5 (из 10)
Ретро-мелодрама
Этот фильм, находящийся где-то посередине обширной фильмографии немецкого режиссёра Райнера Вернера Фассбиндера, оказался, наверно, одним из его самых мучительных опытов, поскольку снимался в течение трёх лет, но с неоднократными перерывами, во время которых Фассбиндер успел поставить ещё пять лент, а также пятисерийную картину для телевидения. И будучи связанной тематически и стилистически с другими арт-хаусными, в каком-то смысле экспериментальными работами 1972-74 годов («Горькие слёзы Петры фон Кант», «Бременская свобода», «Марта»), «Фонтановская Эффи Брист» (можно назвать её и так) знаменует несомненный переход постановщика к такому явно зрительскому жанру, как мелодрама, причём именно о женской судьбе. Обратившись к роману немецкого классика Теодора Фонтане, Райнер Вернер Фассбиндер преследовал собственную цель, рассказывая о жизненных злоключениях девушки по имени Эффи Брист, которая в 17 лет вышла замуж за богатого старика, барона фон Инштеттена, и скучала в унылом браке, проживая в отдалённом городке на Балтийском побережье, пока не встретила молодого майора Крампаса. Однако о их связи престарелый супруг узнал только через несколько лет, когда семья уже переехала в Берлин, а Эффи с удовольствием включилась в общественную жизнь Германии на рубеже XIX и XX веков.
В длинном подзаголовке к картине («Многие, кто имеет предчувствие собственных возможностей и потребностей, всё-таки принимают господствующую систему в своей голове, совершая поступки, и именно таким образом её укрепляют и подтверждают»), как и в названии «Фильмы освобождают голову» изданной после смерти Фассбиндера его книги статей о кино, особо подчёркивается мотив необходимости избавления человека от постороннего манипулирования. «Я верю, что все чувства могут эксплуатироваться, и они действительно эксплуатируются», - считал выдающийся режиссёр. Манипуляция людьми (будь она предпринята коммунистами, фашистами, капиталистами или же в узком семейном кругу - собственными родственниками) однозначно неприемлема для него. По сути, эта тема является сквозной в творчестве Райнера Вернера Фассбиндера. И как раз присутствует в каллиграфически изощрённой, на редкость лаконичной по выразительным средствам чёрно-белой экранизации «Эффи Брист». В самом финале творческой карьеры он снимет «Тоску Вероники Фосс» опять в принципиально строгой чёрно-белой тональности. И это неожиданное возвращение к стилистике «старого кино» оправдано не только на сюжетном уровне (ведь героиня - бывшая популярная киноактриса), но и в смысловом плане, ведь многие произведения Фассбиндера рифмуются, перекликаются, ассоциируются друг с другом.
Райнер Вернер Фассбиндер - один из истинных певцов женщин во всём мировом кинематографе, сопоставимый и со шведом Ингмаром Бергманом, и с японцем Кэндзи Мидзогути, и с американцем Джорджем Кьюкором. Он мог ненавидеть и издеваться над отдельными женскими персонажами. Ранние фассбиндеровские героини нередко были глупыми домохозяйками, заражёнными вещизмом и страстью к потребительству мещанками, элитарными красивыми суками, но в дальнейшем постановщик увлёкся полнокровными и неоднозначными по характерам, богатыми на чувства и умными по поведению женщинами. И его восприятие Германии может быть в конечном счёте уподоблено отнюдь не образу матери-родины или жены-страны. Поначалу она казалась ветреной девицей, бездумной компаньонкой по молодым эскападам, ёрнической «святой блудницей». Но в средний период творчества, где-то в 1974-77 годы, стала страдающей и требующей сочувствия чужой женой («Эффи Брист Фонтане», «Марта») или уже немолодой тёщей, даже просто соседкой («Страх съесть душа», «Вознесение матушки Кюстерс»). А потом, начиная с «Замужества Марии Браун», где после четырёхлетней ссоры с Фассбиндером вновь, как и в «Эффи Брист», появилась в главной роли Ханна Шигулла, Германия превратится для Фассбиндера в «вечную невесту», с которой и он сам был негласно повенчан.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий