![]() | |
• | Постер фильма |
Автор сценария Франсуа Озон (Francois Ozon) по пьесе Райнера Вернера Фассбиндера (Rainer Werner Fassbinder)
Оператор Жанна Лапуари (Jeanne Lapoirie)
Художник Арно де Молерон (Arnaud de Moleron)
Премии: «Тедди» на МКФ в Берлине в 2000 году
Оценка - 8 (из 10)
Драма с элементами трагикомедии
Тема манипулирования в отношениях людей неслучайно становится главной в фильме французского режиссёра Франсуа Озона по ранней пьесе Райнера Вернера Фассбиндера, для которого это являлось самым больным нервом на протяжении всей жизни и творчества - наряду с идеальным стремлением к недостижимой любви. Хотя Озон почему-то склонен считать по-юношески наивной фассбиндеровскую фразу «Любви не существует, есть только возможность любви». А ведь 19-летний Франц, получивший излюбленный псевдоним Фассбиндера в честь Франца Биберкопфа из романа «Берлин, Александерплац»Дёблина, оказывается его несомненным альтер-эго с пророчески угаданным (почти за два десятка лет до смерти от передозировки) трагическим исходом судьбы.
Кстати, русский перевод названия ленты, сделанный с французских и английских версий, всё-таки не соответствует немецкому оригиналу. Tropfen auf heissen Steine - это отнюдь не «Капли дождя на раскалённых скалах». Райнер Вернер Фассбиндер не уточняет, какие же капли имеются в виду - воды, дождя, слёз, алкоголя, введённого в вену наркотика или же принятого яда? Тем более нет речи о скалах, а под «раскалёнными камнями» в этой истории человеческих страстей, принципиально (почти классицистски) замкнутой в четырёх стенах, может пониматься даже пресловутый семейный очаг, который тут явно нетрадиционен - и гомосексуальный дуэт грозит превратиться вообще в промискуитетный квартет, то есть в «групповуху».
Но финальный поступок Франца (между прочим, в творчестве Франсуа Озона этого героя можно считать развитием образов Николя из «Ситкома» и Люка из «Криминальных любовников»), оплаканный из трёх остальных персонажей только лишь Верой, не позволяет этой хитрой манипуляции случиться. Казалось бы, в данном случае доморощенный демиург, усиленно молодящийся коммивояжёр Леопольд, празднует моральную победу надо всеми, подчинив их своей извращённой воле. Однако, будучи особым «продолжением» других озоновских типов (отца из «Ситкома» и лесного каннибала из «Криминальных любовников»), он однозначно неприемлем для автора, меняющего тактику вынесения смертельных приговоров, иначе наказывая манипулятора - лишая его самого ценного объекта влияния. Тот же, кто никак не мог вырваться на свободу из этих цепких объятий, сознательно выбирает смерть, которая, по фассбиндеровской символике, горячее, чем любовь.
И это отчасти перекликается с тем, как кончается фильм «Кулачное право свободы» Фассбиндера, да и заставляет вспомнить его по-настоящему выстраданный преждевременный уход из жизни. Напоследок остаются только капли на раскалённых камнях. Франсуа Озон всё явственнее наследует в кино как раз Райнеру Вернеру Фассбиндеру (знаменательно, что лента «Капли на раскалённых камнях» участвовала в конкурсе Берлина-2000, правда, была отмечена лишь призом «Тедди» от гомосексуального жюри) и, судя по следующей картине «Под песком», начинает тяготеть к мелодраме. Это позволяет предположить его похвальную эволюцию от дерзкого, но преходящего эпатажа, по направлению к глубоким человеческим историям.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий