]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Человек без прошлого
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Человек без прошлого

Год:
2002
Продолжительность:
97 мин.

• Постер фильма
Финляндия-ФРГ-Франция. 2002. 97 минут.

Автор сценария Аки Каурисмяки (Aki Kaurismäki

Оператор Тимо Салминен (Timo Salminen)

Художники Маркку Пятиля (Markku Patila), Юкка Салми (Jukka Salmi)

Кассовые сборы - $0,6 млн. в Финляндии

Посещаемость - 0,4 млн. зрителей во Франции, 0,2 млн. зрителей в ФРГ

Премии: Большой приз жюри, премия за женскую роль (Кати Оутинен) и приз экуменического жюри на МКФ в Канне, главная премия на МКФ в Генте, приз ФИПРЕССИ за лучший фильм года, 6 премий «Юсси» в Финляндии - за фильм, режиссуру, сценарий, главную женскую роль, операторскую работу, монтаж (Тимо Линнасало)

Оценка - 8,5 (из 10)

Экзистенциальная трагикомедия

• Кадры из фильма
Аки Каурисмяки, который является культовой фигурой лишь в Европе, а в Америке мало кому известен, прошлой осенью непредусмотрительно испортил отношения с Госдепартаментом США, заявив, что ни за что не поедет на Нью-йоркский кинофестиваль, поскольку несправедливо отказали в американской визе выдающемуся иранскому постановщику Аббасу Кияростами. Солидарность двух «АК» (для Америки они оказались пострашнее автомата Калашникова!) должна была бы, с точки зрения тех, кто во всех действиях Американской киноакадемии видит политический умысел и интригантство, точно стоить финскому режиссёру оскаровской номинации. Между тем с самого начала можно было почти не сомневаться, что «Человек без прошлого» просто-таки обязан попасть в заветную пятёрку и - более того! - котироваться в качестве одного из главных претендентов, принимая во внимание то, что испанцы, вдруг разлюбив Педро Альмодовара, вообще вывели его ленту «Поговори с ней» из конкуренции. А ведь именно она обыграла «Человека без прошлого» и на церемонии Европейского киноприза, и на вручении французских «Сезаров».

Своеобразная перекличка между картинами с самого севера и с юга Европы состоит не только в мотиве вынужденной человеческой «ущербности», выраженной в состоянии комы, в которую попали две молодые женщины, как в «Поговори с ней», или в форме амнезии у героя «Человека без прошлого», ставшего жертвой нападения городских хулиганов. И Альмодовар, и Каурисмяки обращаются с очень простым и доходчивым посланием к людям и миру: «Поговорите друг с другом», даже если возлюбленные вообще не могут вас услышать или же являются абсолютными незнакомцами, не знающими ни своего имени, ни собственного прошлого. Как ни странно, в таком общении проявляется, помимо вполне понятного и уместного человеческого сочувствия к «людям без памяти», более экзистенциальный характер душевного контакта, поскольку самые разные привходящие обстоятельства, касающиеся личностей общающихся, отодвигаются на второй план или вовсе оказываются бесполезными. Отношения приобретают максимально очищенный вид, хотя и выглядят односторонними в случае внешнего неучастия в диалоге безмолвных партнёров.

Но и в «Поговори с ней», и в «Человеке без прошлого» доказывается, что главное чудо возвращения к жизни заключается не столько в физическом восстановлении тех, кому уже был поставлен смертельный диагноз, сколько в возрождении душ, ранее находившихся в коматозном или дремлющем состоянии. Собственно говоря, происходит своего рода пробуждение второго из героев, довольно скептичного Марко в фильме Альмодовара, и настороженно относящейся к мужчинам, ещё не изведавшей любви Ирмы в ленте Каурисмяки - они теперь готовы открыто и без оглядки переживать новые для себя чувства. Так что неизвестно, какое из воскрешений следует считать более чудесным: их собственное или же происшедшее с Алисией, которая воспрянула от летаргического сна, и с неким М (по-русски правильнее было бы назвать его Ч - в качестве производного от слова «человек»), практически вернувшимся с того света. Ведь последние чисто инстинктивно цеплялись за жизнь, пытались изо всех сил выкарабкаться из беспамятства, повинуясь природному закону выживания, но являлись лишь Созданиями по отношению к своим Создателям.

Кстати, в «Человеке без прошлого» есть прозрачные намёки на ставшую уже классической историю «Восставшего Прометея» Мэри Шелли, всем известную как «Франкенштейн». Этот самый М даже внешне напоминает Создание в облике Бориса Карлоффа из первой экранизации 1931 года. Однако Ирма ещё несёт в себе черты той маленькой девочки, с которой трогательно подружился Монстр, встретив её на берегу реки. И в отличие от трагического исхода в киноверсии Джеймса Уэйла или абсолютной невозможности осуществления мечты в непересекающихся мирах, как в «Духе улья» испанца Виктора Эрисе, где малолетняя поклонница «Франкенштейна» напрасно ожидает явления Призрака, финн Аки Каурисмяки милостиво и щедро позволяет Деве и Незнакомцу вместе удалиться в финале, растворившись в ночи. Он запросто переосмысляет кинематографический миф, творя собственную реальность, в которой самые ничтожные люди, пребывающие на дне общества, оказываются в конечном счёте терпимыми друг к другу и сплачиваются против существующего Зла.

Каурисмяки всегда обладал весьма своеобразным чувством юмора, снимая свои «пролетарские комедии» или авантюрно-криминальные баллады, а в «Человеке из прошлого» доводит это свойство восприятия действительности до лаконичной, почти минималистской отточенности. И его герой в напрасно недооцениваемом исполнении Маррку Пелтолы, а в ещё большей степени сам автор могут быть названными «современными Бастерами Китонами», которые с редкостной невозмутимостью шествуют по опасному и негостеприимному миру, выпутываясь из расставленных повсюду ловушек, но ничуть не теряя доверчивости и предрасположенности к людям.

Неслучайно в этой картине многое построено на молчании, непонимании, выключенности из бытия человека, который потерял память и вместе с ней утратил собственную идентичность. И его путь по совершенно незнакомой реальности имеет своей конечной целью обретение хоть какого-то человеческого контакта, который (согласно авторской иронии) обеспечен ему столь же одинокой и неприкаянной душой, обнаружившейся у штатной сотрудницы Армии спасения. Режиссёр всячески снижает пафос и порой ёрничает над политкорректными требованиями проявления максимальной толерантности в обществе и между отдельными индивидами, но в итоге добивается искренней, щемящей ноты в рассказе о том, что «человеку без прошлого» просто нужен другой человек для возврата во вполне нормальное бытие.

Если быть до конца честными, нельзя не признать: на роль соперника «Человека без прошлого» в номинации на «Оскар» вполне подошла бы наша «Кукушка» Александра Рогожкина. Помимо внешней интриги, за которую наверняка бы уцепился оскаровский комитет, пожелав столкнуть лбами финнов с финнами (ведь из трёх главных героев «Кукушки» двое являются представителями Финляндии), существовала замечательная возможность разыграть многоходовую шахматную комбинацию, заставив поволноваться по поводу исхода поединка. Ведь и в «Кукушке» в эпоху военного противостояния и запрограммированной нетерпимости людей персонифицированной Армией спасения, не дающей двум «солдатам в беспамятстве» ринуться чуть ли не в рукопашную друг с другом, оказывается обычная баба-хуторянка, которая чувствует ценность каждой жизни не только на интуитивном, но и на родовом уровне. И у Рогожкина вся идейно-морализаторская составляющая тоже «утоплена» в трагикомическом повествовании, где юмор помогает отнестись к происходящему без излишнего пиетета и высокопарности, чтобы мы восприняли нутром и открытым сердцем, что в общем-то все люди - действительно братья. И сёстры.

Так что «Человек без прошлого» и «Кукушка» годились друг другу в сородичи, говоря на языке скромных чувств и с застенчивой улыбкой, что бить кого-то по башке нехорошо, а уж убивать - тем более. Философия пацифизма и непротивления злу насилием - это только громкие слова, если конкретный человек не научится уважать личность своего соседа, по совместительству противника. Порой всего лишь достаточно, чтобы резкое «Да пошёл ты!» звучало в устах женщины по прозвищу Кукушка почти ласково: «Пшолты!». А социальная работница желала бы просто прогуляться с опекаемым ею Незнакомцем, кажется, впервые почувствовав, что на самом деле кому-то дорога. Надо просто поговорить между собой, даже не зная языка, не ведая, что можно сказать пришлому человеку, или вообще не будучи уверенным, что другой это услышит. Выясняется - и услышит, и поймёт!

Сам Аки Каурисмяки лучше всех описал то, что сделал в «Человеке без прошлого», своём опусе АК-17: «Человек без имени приезжает в город, где его сразу же забивают почти до смерти. Так начинается эта эпическая драма - фильм или то, что мы можем назвать грёзой одиноких сердец, у кого пустые карманы, а над ними - большое небо, где наш Господь или, лучше сказать, птицы».

ГДЕ ИДЕТ

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
© KM.RU, Алексей Белкин
Николай Арефьев: «Мы пополняем бюджет за счет штрафов»
В Госдуму внесен законопроект о круглогодичном призыве в армию
© KM.RU, Алексей Белкин
Баку передал СК России доказательства убийства азербайджанцев на Урале
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
«Новый технологический уклад – прежде всего, гуманитарный, в этом его принципиальное отличие»
Веня Д'ркин «Первые записи» (2 CD)
Музыкальная сказка «Руслан и Людмила»., 20 марта, Рахманиновский зал МГК
Ученые нашли следы Денисовского человека на Тибетском плато
Всебелорусское народное собрание: Лукашенко делает выводы из ситуации 2020 года
«Как прошлогодний снег»: Германия показала, насколько Украина «важна» Европе
Аристократия нищеты, или Нищета аристократии
Самые первые месяцы в жизни ребенка
«Изучение истории СССР позволяет утверждать, что Советский Союз в 1971 году превосходил РФ образца 2021 года по многим показателям»
Fetal Decay «The Last Martyrity»
Прессинг полиции довел до суицида директора образцовой школы
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.