СССР. 1981. 97 минут.
Авторы сценария Искра Бабич, Валентин Михайлов
Режиссер Искра Бабич
Оператор Сергей Зайцев
Художник Василий Голиков
Композитор Владимир Комаров
В ролях: Александр Михайлов, Петр Глебов, Вера Альховская, Ира Иванова, Петя Крылов, Миша Бузылев-Крэцо, Александр Павлов, Анатолий Солоницын, Светлана Тормахова.
Зрительский успех - 38,4 млн. при тираже 1177 копий.
Оценка - 6,5 (из 10).
Премии: особое упоминание жюри на МКФ в Западном Берлине в 1982 году; Государственная премия РСФСР в 1983 году.
Мелодрама.
Фильму "Мужики!.." сопутствовал успех. Снятый в скромной, неприхотливой манере, без показного блеска и изыска, словно и не рассчитывавший на соревнование с популярными картинами последних лет, этот фильм вызвал горячую ответную реакцию зрителей. Чем это объясняется? Только ли "феноменом мелодрамы" - жанра, славящегося исключительной способностью формировать зрительский интерес? Думаю, что нет. Мелодрама мелодраме рознь... Драматургическую "генеалогию" фильма "Мужики!.." установить нетрудно. Мотив "чужих детей" использовался неоднократно в отечественных фильмах прежних лет. Озабоченность героев этих картин не только собственным, личным счастьем, но и счастьем "чужих детей" сделала возможным для авторов выход к крупным проблемам времени... Да и позже, в 70-е годы, некоторые фильмы, чьи сюжеты произросли на почве, условно говоря, взаимоотношений "взрослых" и "чужих детей", смогли выразить "нравственное состояние общества" и в современный период его развития... Сегодня, когда кинематограф прошел школу психологических штудий об одиноких и "странных" женщинах, исследований на тему "жена ушла", вряд ли может снискать серьезный успех фильм, привычно варьирующий мелодраматические мотивы. В этом плане появление фильма "Мужики!.." закономерно: мотив "чужих детей" приобретает здесь новое качество. С другой стороны, стремление к жанровой определенности лишний раз подчеркивает, как видоизменился сегодня жанр мелодрамы, изнутри опровергающий собственные канонические приемы.
Фильм начинается традиционно. Павел Матвеевич Зубов, вызванный отцом из далекого Никеля, что в Мурманской области, узнает о смерти женщины, которую он когда-то любил, но покинул, подозревая в неверности. У этой женщины осталось трое детей: девочка Полина, как выяснилось потом, дочь Павла; мальчик Павлик, сын спившегося художника; и усыновленный Степка. Но уже здесь, в самой завязке, обнаруживается некоторое расхождение с установками мелодрамы. С одной стороны, героиня, безусловно, благородна - ведь то, что Настя пожалела брошенного матерью прямо в роддоме Степку, характеризует ее как человека редкой душевной отзывчивости. С другой стороны, у нее дети от разных мужчин. Настя изменила Павлу? Да, но никто из односельчан, в том числе родители Павла, ее за эту связь не осуждают, поскольку началось все не с измены, а с жалости к опустившемуся, потерявшему контроль над собой человеку. Его женой она стала уже после того, как исчез из ее жизни Павел. Павел же, в свою очередь, по законам мелодрамы должен казаться негодяем, который, поверив слухам, бросил любимую женщину, уехал и спокойно жил двенадцать лет без угрызений совести. При первом же появлении Павла мы убеждаемся в том, как глубоко уязвлено его самолюбие, иногда чрезмерное и поэтому мешающее трезво взглянуть на события. Такой человек легко может стать жертвой ошибки, заблуждения: так мелодраматический мотив роковой ошибки переосмысливается, будучи нагружен психологическими мотивировками.
К благородному поступку Павел приходит не сразу. Он медлит с удочерением, ожесточенно спорит с отцом, не понимая, зачем вешать на шею всех троих детей, когда только одна Полина - родная. А когда начинает действовать, то, как правило, безрассудно, в каком-то резком душевном порыве, словно боясь передумать... Павел Зубов произносит фразу: "Не я им нужен, а они мне". Авторы тем самым акцентируют внимание на самочувствии героя, пытаясь объяснить: почему же эти дети оказались такими необходимыми мужчине, который прежде обходился без них. Павел взял с собой детей не только по велению пробудившейся совести, не только из благородных побуждений и не только во имя памяти Насти, а еще и потому, что понял неустойчивость и неполноту собственной жизни. У Зубова есть работа, которая ему по душе, есть женщина, которую он любит. Но нет семьи, нет дома, то есть того, что укрепляет человеческую жизнь, дает ей стабильность и прочность... Не эта ли потребность родства толкает его на решительный шаг и заставляет так поспешно справиться со всеми бумагами, формальностями усыновления? Словно возвращаясь к жизни после долгой болезни, человек торопится жить. "Новая" жизнь только начинается, и сам Павел еще не понимает, сколько трудностей его ожидает в будущем. Он испытает горечь от предательства любимой женщины (Тамара, забрав вещи, уезжает к матери, не пожелав понять поступка Павла), столкнется с первыми заботами и волнениями о детях. Но сам Павел надеется на поддержку друзей и верит, что они, мужики, все вместе поднимут детей. И без помощи женщин!
Любопытно, что в фильме почти нет женщин. Настя и Тамара упоминаются только в разговорах. Мать Павла - функциональная фигура, долженствующая выявить позднее раскаяние за то, что оговорила Настю. А проводница в поезде необходима лишь для того, чтобы выслушать Павла Зубова. Интереснее эпизодический образ инспектора роно, у которой за оболочкой должностного гонора обнаруживается живая душа одинокой женщины, забывающей на службе "про чувства". Вот и все женщины... В картине "Мужики!.." речь идет как раз о тех мужчинах, которые оставили семью или которых бросили сами женщины. Более того - Павел Зубов выступает как бы в двух лицах: как ушедший от женщины и покинутый женщиной. Когда-то он не поверил Насте, теперь Тамара не смогла понять Павла. В одном случае был не прав мужчина, в другом не права женщина. Фраза Зубова, брошенная подругам Тамары, кое-что проясняет: "И не можете вы понять: почему одних женщин мы любим, а других берем в жены"... Просто есть люди (мужчины или женщины), способные к гармонии в семейной жизни, способные чувствовать чужую боль, ответственность за близких. Другие же привыкли жить иначе, требуя любви и понимания, но не отвечая ни на чьи чувства...
Так что же - фильм про одиноких мужчин? Возможно. Но у мелодрамы свои законы: герои д о л ж н ы найти ту нравственную истину, которая примирит их со своей судьбой. Павел обретает детей взамен неистинной любви Тамары. Теперь у него есть дом, семья. Разве это не утешительный итог? Конечно, мелодрама не претендует на универсальное решение непростой социально-бытовой проблемы, не предлагает в с е м такой выход из положения. Но она демонстрирует идеальный вариант, преподает нравственный урок и таким образом дает возможность поверить во -что-то незыблемое, морально устойчивое. (Не случайно, что не только фильм "Мужики!.." стал лучшим в 1982 году по опросу читателей журнала "Советский экран", но и Александр Михайлов признан актером года). Михайлов в роли Павла играет живого человека со своими слабостями и недостатками, порой невероятно упрямого и самолюбивого, не желающего прислушиваться ни к чьему мнению... Один из приемов актерской игры Александра Михайлова, чья партия является серьезной удачей фильма, - некоторое отстранение от героя, легкая ирония по отношению к происходящему и к самому персонажу. Благодаря этому снижается мелодраматический пафос образа Павла Зубова. Актер играет не вопреки жанру, а как бы с небольшим отстранением от жанра: стиль Михайлова свободен, импровизационен, легок.
Фрагменты из рецензии в журнале "Искусство кино".
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий