]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Мужики!..
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Мужики!..

Год:
1981
Продолжительность:
97 мин.

СССР. 1981. 97 минут.

Авторы сценария Искра Бабич, Валентин Михайлов

Режиссер Искра Бабич

Оператор Сергей Зайцев

Художник Василий Голиков

Композитор Владимир Комаров

В ролях: Александр Михайлов, Петр Глебов, Вера Альховская, Ира Иванова, Петя Крылов, Миша Бузылев-Крэцо, Александр Павлов, Анатолий Солоницын, Светлана Тормахова.

Зрительский успех - 38,4 млн. при тираже 1177 копий.

Оценка - 6,5 (из 10).

Премии: особое упоминание жюри на МКФ в Западном Берлине в 1982 году; Государственная премия РСФСР в 1983 году.

Мелодрама.

Фильму "Мужики!.." сопутствовал успех. Снятый в скромной, неприхотливой манере, без показного блеска и изыска, словно и не рассчитывавший на соревнование с популярными картинами последних лет, этот фильм вызвал горячую ответную реакцию зрителей. Чем это объясняется? Только ли "феноменом мелодрамы" - жанра, славящегося исключительной способностью формировать зрительский интерес? Думаю, что нет. Мелодрама мелодраме рознь... Драматургическую "генеалогию" фильма "Мужики!.." установить нетрудно. Мотив "чужих детей" использовался неоднократно в отечественных фильмах прежних лет. Озабоченность героев этих картин не только собственным, личным счастьем, но и счастьем "чужих детей" сделала возможным для авторов выход к крупным проблемам времени... Да и позже, в 70-е годы, некоторые фильмы, чьи сюжеты произросли на почве, условно говоря, взаимоотношений "взрослых" и "чужих детей", смогли выразить "нравственное состояние общества" и в современный период его развития... Сегодня, когда кинематограф прошел школу психологических штудий об одиноких и "странных" женщинах, исследований на тему "жена ушла", вряд ли может снискать серьезный успех фильм, привычно варьирующий мелодраматические мотивы. В этом плане появление фильма "Мужики!.." закономерно: мотив "чужих детей" приобретает здесь новое качество. С другой стороны, стремление к жанровой определенности лишний раз подчеркивает, как видоизменился сегодня жанр мелодрамы, изнутри опровергающий собственные канонические приемы.

Фильм начинается традиционно. Павел Матвеевич Зубов, вызванный отцом из далекого Никеля, что в Мурманской области, узнает о смерти женщины, которую он когда-то любил, но покинул, подозревая в неверности. У этой женщины осталось трое детей: девочка Полина, как выяснилось потом, дочь Павла; мальчик Павлик, сын спившегося художника; и усыновленный Степка. Но уже здесь, в самой завязке, обнаруживается некоторое расхождение с установками мелодрамы. С одной стороны, героиня, безусловно, благородна - ведь то, что Настя пожалела брошенного матерью прямо в роддоме Степку, характеризует ее как человека редкой душевной отзывчивости. С другой стороны, у нее дети от разных мужчин. Настя изменила Павлу? Да, но никто из односельчан, в том числе родители Павла, ее за эту связь не осуждают, поскольку началось все не с измены, а с жалости к опустившемуся, потерявшему контроль над собой человеку. Его женой она стала уже после того, как исчез из ее жизни Павел. Павел же, в свою очередь, по законам мелодрамы должен казаться негодяем, который, поверив слухам, бросил любимую женщину, уехал и спокойно жил двенадцать лет без угрызений совести. При первом же появлении Павла мы убеждаемся в том, как глубоко уязвлено его самолюбие, иногда чрезмерное и поэтому мешающее трезво взглянуть на события. Такой человек легко может стать жертвой ошибки, заблуждения: так мелодраматический мотив роковой ошибки переосмысливается, будучи нагружен психологическими мотивировками.

К благородному поступку Павел приходит не сразу. Он медлит с удочерением, ожесточенно спорит с отцом, не понимая, зачем вешать на шею всех троих детей, когда только одна Полина - родная. А когда начинает действовать, то, как правило, безрассудно, в каком-то резком душевном порыве, словно боясь передумать... Павел Зубов произносит фразу: "Не я им нужен, а они мне". Авторы тем самым акцентируют внимание на самочувствии героя, пытаясь объяснить: почему же эти дети оказались такими необходимыми мужчине, который прежде обходился без них. Павел взял с собой детей не только по велению пробудившейся совести, не только из благородных побуждений и не только во имя памяти Насти, а еще и потому, что понял неустойчивость и неполноту собственной жизни. У Зубова есть работа, которая ему по душе, есть женщина, которую он любит. Но нет семьи, нет дома, то есть того, что укрепляет человеческую жизнь, дает ей стабильность и прочность... Не эта ли потребность родства толкает его на решительный шаг и заставляет так поспешно справиться со всеми бумагами, формальностями усыновления? Словно возвращаясь к жизни после долгой болезни, человек торопится жить. "Новая" жизнь только начинается, и сам Павел еще не понимает, сколько трудностей его ожидает в будущем. Он испытает горечь от предательства любимой женщины (Тамара, забрав вещи, уезжает к матери, не пожелав понять поступка Павла), столкнется с первыми заботами и волнениями о детях. Но сам Павел надеется на поддержку друзей и верит, что они, мужики, все вместе поднимут детей. И без помощи женщин!

Любопытно, что в фильме почти нет женщин. Настя и Тамара упоминаются только в разговорах. Мать Павла - функциональная фигура, долженствующая выявить позднее раскаяние за то, что оговорила Настю. А проводница в поезде необходима лишь для того, чтобы выслушать Павла Зубова. Интереснее эпизодический образ инспектора роно, у которой за оболочкой должностного гонора обнаруживается живая душа одинокой женщины, забывающей на службе "про чувства". Вот и все женщины... В картине "Мужики!.." речь идет как раз о тех мужчинах, которые оставили семью или которых бросили сами женщины. Более того - Павел Зубов выступает как бы в двух лицах: как ушедший от женщины и покинутый женщиной. Когда-то он не поверил Насте, теперь Тамара не смогла понять Павла. В одном случае был не прав мужчина, в другом не права женщина. Фраза Зубова, брошенная подругам Тамары, кое-что проясняет: "И не можете вы понять: почему одних женщин мы любим, а других берем в жены"... Просто есть люди (мужчины или женщины), способные к гармонии в семейной жизни, способные чувствовать чужую боль, ответственность за близких. Другие же привыкли жить иначе, требуя любви и понимания, но не отвечая ни на чьи чувства...

Так что же - фильм про одиноких мужчин? Возможно. Но у мелодрамы свои законы: герои д о л ж н ы найти ту нравственную истину, которая примирит их со своей судьбой. Павел обретает детей взамен неистинной любви Тамары. Теперь у него есть дом, семья. Разве это не утешительный итог? Конечно, мелодрама не претендует на универсальное решение непростой социально-бытовой проблемы, не предлагает в с е м такой выход из положения. Но она демонстрирует идеальный вариант, преподает нравственный урок и таким образом дает возможность поверить во -что-то незыблемое, морально устойчивое. (Не случайно, что не только фильм "Мужики!.." стал лучшим в 1982 году по опросу читателей журнала "Советский экран", но и Александр Михайлов признан актером года). Михайлов в роли Павла играет живого человека со своими слабостями и недостатками, порой невероятно упрямого и самолюбивого, не желающего прислушиваться ни к чьему мнению... Один из приемов актерской игры Александра Михайлова, чья партия является серьезной удачей фильма, - некоторое отстранение от героя, легкая ирония по отношению к происходящему и к самому персонажу. Благодаря этому снижается мелодраматический пафос образа Павла Зубова. Актер играет не вопреки жанру, а как бы с небольшим отстранением от жанра: стиль Михайлова свободен, импровизационен, легок.

Фрагменты из рецензии в журнале "Искусство кино".

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Кто убил киевского диверсанта?
Благовещенск первым полностью запретил электросамокаты
Стоп-кадр из видеотрансляции
Лавров: Россия хочет понять, что стоит за ультиматумом Трампа
Зангезурский коридор: США прощупывают почву, чтобы оттяпать у Армении лакомый кусок ее земли
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
«Весь шум про "провал США", "тотальную катастрофу" имеет смысл только с точки зрения картинки, которая складывалась с середины 70-х много десятилетий»
Владимир Кузьмин, 25 апреля, «16 Тонн»
«Психопат» - образ в кино и реальность
Влажная среда «Хуже, чем вчера» (интернет-сингл)
Путешествие в мир семейного кино
«Выдачу covid-паспортов в мире контролирует внук Геббельса»
Fetal Decay «You Have No Choice»
Действуй! «Это не пройдет» (интернет-релиз)
Цыгэнг «Императрица» (интернет-сингл)
Redlight King «In Our Blood»
Льняное масло для дерева: свойства, использование и применение
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.