• Постер фильма
США. 1990. 124 минуты.
Автор сценария Дэвид Линч (David Lynch) по роману «Шальные: История Сейлора и Лулы» (Wild at Heart: The Story of Sailor and Lula) Бэрри Гиффорда (Barry Gifford)
Оператор Фредерик Элмс (Frederick Elmes)
Художник Патриция Норрис (Patricia Norris)
Композитор Анджело Бадаламенти (Angelo Badalamenti) при участии Дэвида Линча (David Lynch)
Песня «Злая игра» (Wicked Game) Криса Айзека (Chris Isaak)
Николас Кейдж (Nicolas Cage), Лора Дёрн (Laura Dern), Уиллем Дефо (Willem Dafoe), Дж. Э. Фримен (J.E. Freeman), Криспин Главер (Crispin Glover), Дайэн Лэдд (Diane Ladd), Кэлвин Локхарт (Calvin Lockhart), Изабелла Росселлини (Isabella Rossellini), Хэрри Дин Стэнтон (Harry Dean Stanton), Грейс Забриски (Grace Zabriskie), Фредди Джонс (Freddie Jones), Джон Лёри (John Lurie), Джек Нэнс (Jack Nance), Пруит Тейлор Винс (Pruitt Taylor Vince), Уильям Морган Шеппард (William Morgan Sheppard), Шерил Ли (Sheryl Lee), Шерилин Фенн (Sherilyn Fenn)
Кассовые сборы - $14,6 млн. (в пересчёте с учётом инфляции - $22,2 млн.)
Посещаемость - 3,45 млн. зрителей
Премии: главный приз на МКФ в Канне, премия «Независимый дух» за операторскую работу
Оценка - 9 (из 10)
Фантасмагорическая криминальная мелодрама
Американский режиссёр Дэвид Линч познал в 1990 году двойной триумф, оказавшись на пике популярности в своей кинематографической карьере. Это произошло сначала в апреле, когда в США стал демонстрироваться поставленный им самим полнометражный пилотный выпуск телесериала «Твин Пикс», ошибочно принимаемый некоторыми зрителями в качестве мифического киноварианта. А затем в мае на Каннском фестивале получила «Золотую пальмовую ветвь» лента Wild at Heart, название которой чаще переводят дословно: «Дикие сердцем» (точнее было бы - «Необузданные в глубине души», но подобная версия длинновата и выспренна, поэтому, наверно, лучше именовать так, как первым, кажется, предложил российский кинокритик Пётр Шепотинник: «Шальные»). И эта картина Линча укрепила уже сложившееся у многих представление о странной, экстравагантной и какой-то «шальной» манере кинематографического мышления данного художника, который пошёл на более тесный контакт с широкой аудиторией, но мало изменил себе, даже балансируя порой на опасной грани со своеобразным «кичем» и в то же время не позволяя собственной иронии и издёвке превратиться в открытую и беззастенчивую пародийность.
Впервые снявшийся у Дэвида Линча актёр Николас Кейдж как раз точно почувствовал стиль «остранённого комедиантства». Его роль необузданного парня по прозвищу Сейлор, то есть «Морячок» (нет ли тут отсылки к комиксовому герою Попаю или к более сказочному персонажу Синдбаду-мореходу?!) трудно отнести к просто хохмаческим. Исполнитель виртуозно, а главное - непринуждённо, что называется, «на голубом глазу», невероятно тонко и изящно выполняет задание постановщика по упоительно-любовной демифологизации образа очередного «бунтовщика без причины», противостоящего «романсовым» или «сладко-мелодичным» (как в песне «Люби меня нежно» Элвиса Пресли) силам коварного зла. А оно, словно в соответствии со смехотворными клише, опутало своими сетями невинно-беззащитную Америку, которая вдобавок персонифицирована в облике томной блондинки Лулы, «мадоннизированной» куколки с отдалённым намёком на Мэрилин Монро. Сам Сейлор закономерно начинает смахивать на романтизированного Пресли (забавно, что Кейдж родился 7 января, а «король рок-н-ролла» - 8 января, только на 29 лет раньше), который куда милее массовому сознанию простых американцев, чем другие «возмутители спокойствия» - как, например, Марлон Брандо («Дикарь») или Джеймс Дин («Бунтовщик без причины»).
Вообще можно сказать в подражание соответствующему музыкальному ритму, что «нет повести потрясней, be-bop-a-lula, чем эта повесть о Сейлоре и Луле» (между прочим, во французском прокате фильм Линча так и назывался - «Сейлор и Лула»). И Кейдж получает явное наслаждение, купаясь в подобном постмодернистском придуривании, где карнавал масок и мифов, интеллектуально развенчивающих пассажей, едких, линчующих, типично линчевских выпадов против благостно-чинного спокойствия одноэтажной провинциальной Америки имеет жанровую природу «крутой love story». В ней внезапная любовь двух юных душ осложняется (опять же как в песне Пресли) double trouble - со стороны мамаши-ведьмы Мариэтты Форчен (что означает: и «судьба», и «богатство») и мафиози Бобби Перу, «мелкого беса», исступленно желающего быть «дьяволом во плоти», как и предшествующий ему Фрэнк Бут из «Голубого бархата». Это также перекликается и с появлением «отродий зла» в телесериале «Твин Пикс», где основной соблазнитель невинных созданий, тянущий их в некие запретные пределы, кстати, тоже зовётся Бобом.
И хотя враждебные силы способны внушать подчас мистический страх, они не кажутся безусловно сатанинскими и возвышенно - вернее, бездонно - люциферскими. Опереточно-сказочная мамаша-колдунья в «Шальных» представляется позаимствованной из «Волшебника из страны Оз», а криминализированный злодей выглядит лишь комиксовой марионеткой. Позволив героям пропасть в безднах пороков, сгореть в пучинах адского пламени, подвергнув их всем мыслимым и немыслимым унижениям, заставив умереть мучительной физической смертью, Дэвид Линч как демиург или добрый волшебник при помощи живой воды воскрешает к жизни неуравновешенного парня Сейлора. И в финале ленты раздирающе умилительно, со слезами на глазах, вновь исполняется знаменитая песня Элвиса Пресли «Люби меня нежно».
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий