]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Кино
Главная → Кино → Крупный план
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Оптимизация» русского языка продолжается: к англицизмам теперь добавился мат

01:09 6.10.2021
, Александр Плеханов
«Оптимизация» русского языка продолжается: к англицизмам теперь добавился мат.
Кадр из фильма «Идиократия»

В последние годы, к огромному сожалению, повсеместно наблюдается очень некрасивая тенденция – практически каждый новый телесериал или фильм не обходится без ненормативной лексики

А уж про «современных властителей дум» – сверхпопулярных блогеров - и говорить нечего.

Причем создается такое впечатление, что нецензурщина едва ли не специально впихивается туда, где без неё вполне можно обойтись. Особенно учитывая всю широту и богатство русского языка. Но нет, теперь в редком фильме и сериале герои не матерятся как пресловутые сапожники, словно соревнуясь в мастерстве построения пятиэтажных матерных словесных конструкций. Причем соревнуются так активно, что даже те самые сапожники испытали бы нечто вроде испанского стыда.

Глупо отрицать очевидный факт – любой человек знает ненормативную лексику и никто не старается изображать из себя ханжу и ярого поборника чистоты языка. Мат давно является частью языка и будет такой частью оставаться и дальше, хотим мы этого или нет. Но то, что нормально выглядит, например, в пивном баре и в мужской компании, пришедшей посмотреть футбол, однозначно неприемлемо в художественных произведениях. Будь то книги или кино. Крепкое словцо, конечно, можно вставить, но – зачем? И уж тем более непонятно, зачем заставлять героев материться так, что у зрителей уши моментально начинают сворачиваться в трубочку.

Если это предполагает показать всю «правду жизни», то художественное произведение на то и художественное, чтобы давать зрителю возможность самому домыслить то, что хотел сказать и показать его создатель. Например, пронзительный фильм «А зори здесь тихие» 1972 года прекрасно передал всё то – и без всякой матерщины, – что хотел рассказать режиссер Станислав Ростоцкий и что описывал в своей повести Борис Васильев.

А описывал он ситуацию на грани – а где-то и за гранью человеческих возможностей, – что не редкость на войне. И где, казалось бы, самое место крепким выражениям, но герои фильма прекрасно обошлись без них. Даже погибая, они не опускались до лексики сапожников. Зато в новейших фильмах и сериалах герой или, что ещё хуже, юная героиня по поводу и без него то и дело поминают известную мать и посылают кого-то по не менее известному адресу.

Стоит ли удивляться, что даже школьники теперь разговаривают «на мате»? Чему, наверняка, многие были свидетелями, причем неоднократно. Мат настолько засорил наш великий язык, язык Толстого, Лермонтова и Чехова, что многие без матерных выражений, похоже, вообще уже не способны разговаривать. Сейчас какая-нибудь киносериальная актриса в образе тургеневской девушки, от которой ожидаешь глубокого монолога, моментально рушит всю романтичную ауру, произнося, исподлобья глядя в камеру, «Да пошел ты на, твою мать и т.д.». По мнению создателей таких кинопродуктов, именно так и выглядит наша «реальная» жизнь. Обойтись без мата можно, но, в понимании современных мастеров культуры, наша жизнь без посылания «в» и «на», видимо, будет выглядеть слишком прилизанной и приглаженной и оттого неправдоподобной.

Как нас уверяют пришедшие к власти в 1991 году сторонники рынка, жить стало лучше, стало веселей. Но вот незадача - почему-то именно в чудесную эпоху достатка и стабильности отечественный кинематограф неотвратимо переходит на отборную матерщину, словно страна не живет мирной, а для кого-то ещё и очень комфортной жизнью, а выживает из последних сил, яростно сражаясь за своё существование, и поэтому все давно перестали стесняться в выражениях.

Самое интресное, что величайшие актеры отечественного кино, равных которым не было и никогда уже не будет – Баталов, Евстигнеев, Никулин, Куравлев, Джигарханян, Плятт, Зельдин, Вицин, Леонов, Этуш, Папанов и другие, хоть и жили в непростые послевоенные времена, но представить их матерящимися так же сложно, как представить трехногого страуса.

Все то же самое можно сказать и про великих актрис – Чурикову, Доронину, Гурченко,  Фрейндлих, Муравьеву, Быстрицкую, Русланову, Симонову, Раневскую и др. Невозможно представить, чтобы они на съемочной площадке произносили такие слова, за которые было бы стыдно всей съемочной группе. Видимо, поэтому все вышеназванные актеры и актрисы навсегда останутся в народной памяти как Профессионалы с большой буквы, чего не скажешь про их даже не преемников, а «сменщиков».

Разве можно представить матерящимися героев фильма «Москва слезам не верит»? И разве крепкие выражение сделали бы этот фильм более жизненным и реалистичным? Вряд ли, зато всенародной любви к героям-матерщинникам явно поубавилось бы. Также очень сложно представить матерящимся народного героя Штирлица из «Семнадцати мгновений весны» или Захара Большакова из сериала «Тени исчезают в полдень».

И без всякого мата создатели этих сверхпопулярных сериалов смогли показать абсолютно всё, что они хотели донести до зрителя. Потому что настоящим, большим художникам нет нужды прибегать к нецензурщине в попытках изобразить те или иные стороны жизни. Да и богатейший русский язык вполне позволяет сделать нужные акценты там, где надо, не переходя на непарламентскую лексику.

Вряд ли кто будет отрицать, что мода на матерщину в фильмах и сериалах, как и многое другое, пришла к нам из заокеанской «цитадели демократии». В американских фильмах уже в семидесятые годы могли проскользнуть крепкие выражения, а в девяностые американские киногерои матерились уже «в полный рост». И многими постсоветскими гражданами это воспринималось как очередное доказательство существования свободы слова и самовыражения. Вот, дескать, какая Америка свободная страна – матерись сколько влезет, хоть на улице, хоть с киноэкрана.

У нас ещё с Петра Великого любили многие западные «ценности» пересаживать в русскую почву, вот и тащили подчас всякие сорняки. В девяностые массово стали пихать чуть ли не в каждый фильм ранее запретную «обнажёнку», а теперь до того раскрепостились, что перешли на трехэтажную матерщину. Хорошо хоть мат пока запикивают, если фильм или сериал демонстрируется по телевизионным каналам, но и без запикивания всем ясно, какие слова произносит тот или иной персонаж.

«Создает человека воспитание», говорил Антуан де Сент-Экзюпери. Судя по количеству матерящихся школьников на улицах, с правильным воспитанием у нас явно не задалось. Ну а как школьникам не материться, они ведь тоже смотрят все последние фильмы и сериалы, а там мат на мате и матом погоняет. Сколько ни запикивай. Любой школьник всегда хочет выглядеть взрослым и вести себя, как взрослый, вот и льется по школьным коридорам могучая матерная река, поражая своей полноводностью.

Это в советское время школьник мог нахвататься «нехороших» слов только на улице, зато сейчас полное раздолье для получения «информации». Хочешь - скачивай фильмы и сериалы с торрентов, где они вообще без запикиваний, а если не хочешь скачивать, то просто выйди на улицу и наверняка моментально обогатишь лексикон крепкими словечками. Потому что «на мате» сейчас разговаривает едва ли не каждый второй, причем многие уже и не замечают этого.

А можно ещё посмотреть на YouTube сверхпопулярных блогеров с сотнями тысяч подписчиков. Приходит к такому сверхдуховному блогеру-«властителю дум» какая-нибудь такая же сверхдуховная «звезда», открывают они оба рты и… хоть беруши вставляй и святых выноси. Мало того, что их «серьезный разговор» напоминает диалог двух дебилов, так и говорят они на каком-то козлином языке, обильно пересыпая его англицизмами и матерщиной.

И вот смотрят наши граждане возраста 15+ на таких персонажей и хотят быть на них похожими. А всё потому, что это уважаемые в современном обществе люди: у одного миллион подписчиков и миллионы просмотров, а другой пляшет на сцене не всегда трезвым, распевает матерные частушки и давно стал долларовым миллионером. А у того, у кого на «на кармане» суммы с шестью нулями и больше, да ещё в твердой валюте, тот с 1991 года однозначно подпадает в категорию «уважаемых людей».

И неважно, что ты, например, написал нечто сопоставимое с «Войной и миром», сочинил такое же сложное произведение, как «Времена года», знаешь десять иностранных языков или слетал в космос несколько раз – раз у тебя нет «на кармане много бабла», то ты никто и звать тебя никак. Поэтому никому ты неинтересен, а смотреть и слушать будут не тебя, а какого-нибудь сверхпопулярного блогера, говорящего «на мате» с такими же, как и он, братьями по разуму.

В американской комедии 2006 года «Идиократия» показаны США 2505 года, где население тотально состоит из дебилов, все они ходят со штрих-кодами на руке, очень любят деньги и запредельно тупые телепрограммы, поля поливают не водой, а газировкой, большая часть страны отведена под гигантские свалки, а должность президента занимает порноактер. Разумеется, все они разговаривают «на мате», также мат повсеместно встречается на рекламных вывесках.

Понятно, что это всего лишь комедия, но в каждой шутке есть доля правды. И кто знает, не превратится ли наш, всего четверть века назад самый читающий в мире народ в персонажей комедии «Идиократия» через несколько поколений? Вероятность такого развития событий весьма высока, учитывая всепроникающий мат, тотальную замену русских слов и понятий англицизмами, да и молодого человека с книгой сейчас увидеть можно достаточно редко.

Как и говорящего без употребления крепких словечек.

Темы: Русская цивилизация, Кино в мире, Кино в России, Персоны и события в мире кино, Телевизионные сериалы
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 06.07.2023, 12:19
    Гость: Алле-й,

    а чего то Вы такой "спокойный"? "прогресс процесса" очевиден по всем углам,,

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 06.07.2023, 12:18
    Гость: Собственно так,

    пожалуй что так, и говорить об этом широко нельзя: моментально "нашлют"
    дда насуют в личные профили:, а общественный телевизер ещё иугодливо позлорадничает/поэкспериментирует своими "внештатными ходоками" - а
    кого колышит ввообще разложение культурного слоя? это стройплощадка под
    очередной новый мир!

    анонимные реплики местных ""козлоп'др разных возрастов не в счёт, они 6ки

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 05.11.2021, 21:03
    Гость: Антей

    Нет народа - нет его воли, нет и языка.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 10.10.2021, 11:05
    Гость: Alex203

    Вообще то мои глаза мне говорят что плохое исходит от США. А не видят это только законченные русофобы типа Вас. Или Вы получаете удовольствие от того что США бомбят очередную страну?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 10.10.2021, 08:25
    Гость: Владимирыч

    Тупизм шагает по стране

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (69)
]]>



]]>
Выбор читателей
Новый глава «Роскосмоса» рассказал, почему Россия отстала в космосе
Может ли Иран закрыть Ормузский пролив и чем это грозит рынку нефти?
Путин: где ступает нога русского солдата, то – наше
Путин: в старых учебниках по истории нет правды о Великой Отечественной
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Украина и Закавказье: распад государств, дележ территорий и полное «отуречивание». Часть первая
«Гестапо получилось»: ОМОН жестко подавил сопротивление рестораторов в Питере
Билли Новик исполнил свою любимую программу песен Егора Летова
Дмитрий Барков назвал премьеру фильма «Шугалей 2» на НТВ сильной и острой
Наркомат «Две таблетки» (ЕР на флешке)
«Весь город возмущается»: волгоградца убили из-за ссоры в родительском чате
«По кому кричит сова»: чем опасны современные фильмы о советской эпохе
Карта офисной власти: определяем друзей и недругов
Андрей Державин, 21 сентября, «Мумий Тролль Music Bar»
Рецензия на фильм «Бывшая»: призрак из социальных сетей
Токсичная среда: зачем образование в России холопам и миллиардерам?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.