]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Рим - открытый город
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Рим - открытый город

Год:
1945
Продолжительность:
100 мин.

Италия. 1945. 100 минут.

Авторы сюжета - не указанные в титрах Серджо Амидеи (Sergio Amidei) и Альберто Консильо (Alberto Consiglio)

Авторы сценария Серджо Амидеи (Sergio Amidei), Федерико Феллини (Federico Fellini) и не указанный в титрах Роберто Росселлини (Roberto Rossellini)

Оператор Убальдо Арата (Ubaldo Arata)

Художник Розарио Менья (Rosario Megna)

Композитор Ренцо Росселлини (Renzo Rossellini)

Премии: 2 «Серебряных ленты» - за фильм и второплановую женскую роль (Анна Маньяни), Большой приз на МКФ в Канне в 1946 году, премии Национального совета обозревателей США в 1946 году за лучший иностранный фильм и женскую роль

Оценка - 10 (из 10)

Трагедия

• Постер фильма
Этот фильм положил начало итальянскому неореализму, выйдя на экраны страны после её освобождения от фашизма. Киноведы и критики пытались отыскать неореалистические черты ещё в лентах военного периода («Четыре шага в облаках» Алессандро Блазетти, «Дети смотрят на нас» Витторио Де Сики). Но подлинная и, возможно, единственная (как ни парадоксально это прозвучит) картина в духе неореализма - «Рим - открытый город» 38-летнего Роберто Росселлини, успевшего поработать даже в рамках пропагандистского кино фашистской Италии. С Росселлини может соперничать только Лукино Висконти, хотя «Одержимость» всё-таки не поднимается до высот трагедии, а эпическая по манере «Земля дрожит» в большей степени представляет собой документальную фреску.

Все последующие за лентой «Рим - открытый город» неореалистические кинопроизведения тоже были документами эпохи. Быт и настроения людей переданы в них великолепно. Эти картины были глубоко социальными в силу того, что не отворачивались от нелёгкой действительности послевоенной Италии, а наоборот - погружались в неё, сочувствуя бедам героев и радуясь вместе с ними. Возможно, слишком глубоко погружались в жизнь - и тогда режиссёры теряли беспристрастность (отнюдь не бесстрастность!) и объективность художника. Они сопереживали своим персонажам, так как сами были в основном выходцами из этой же среды. И являлись лириками в своих фильмах. А должны были стать эпиками и трагиками.

Если их картины и прорывались к высотам социальных обобщений («Похитители велосипедов» Витторио Де Сики, «Трагическая охота», «Горький рис» и «Рим, 11 часов» Джузеппе Де Сантиса), то лишь благодаря тому реальному содержанию сюжетов, которое билось в них подобно сердцу. Рост демократических сил в Италии в первые послевоенные годы способствовал развитию неореализма, его критической направленности. Неореалисты осуждали безработицу и нищету. Но что предлагали взамен? Мечты о счастливой жизни. Люди казались, в общем-то, добрыми, а поступали зло только потому, что этого требовала жизнь. Вместе и сообща было легче бороться с трудностями. Однако и те, кто сплотились, могли оставаться прекраснодушными мечтателями.

Наивно думать, что мелодраматизм и сентиментальность стали причиной кризиса неореализма и его превращения в «розовый неореализм» к середине 50-х годов. Последний обязан своим возникновением периоду определённой стабилизации общества. Неореализм потому и оказался розовым, что ориентировался на утопию. Иначе - на фантазию (вспомним весьма знаменательное название «Хлеб, любовь и фантазия» Луиджи Коменчини). Стоит всего лишь погрезить о чём-то - и это исполнится. Неслучайно Висконти, художник, наиболее остро из итальянских режиссёров чувствовавший время, в экранизации повести «Белые ночи» Фёдора Достоевского, чьего героя звали как раз Мечтателем, перенёс действие в Италию 1957 года, развенчивая природу мечтательства, а окончательно вынеся приговор отвлечённому идеализму в фильме «Рокко и его братья» (1960).

В то же самое время Микеланджело Антониони ставил картины о возникшей отчуждённости между людьми, о некоммуникабельности чувств. Начал работать в кино Пьер Паоло Пазолини, показывая порочность человека и низменность его страстей. Это как бы неореализм навыворот или люмпен-реализм. И только Федерико Феллини продолжал держаться со своим романтизмом - мечтательным, горьким, засасывающим (по определению Веры Шитовой). Но «феллиниевский неореализм» (если говорить о тематике) кончился в «Ночах Кабирии». А в «Сладкой жизни» остались только отдельные мотивы (новелла о чуде, история с Паолой). Строго говоря, Феллини, пусть и был соавтором сценария ленты «Рим - открытый город», с самого начала собственной режиссёрской карьеры неореалистом не являлся в силу разных причин. Когда он приступил к своим постановкам в 1950 году, неореализм был уже на спаде. А главное - этот художник значительно переосмыслил неореалистические постулаты, одновременно сочувствуя и смеясь над героями.

Если уж определять итальянский неореализм в идеологическом плане, то Роберто Росселлини и Лукино Висконти окажутся несомненно вместе с Витторио Де Сикой, Джузеппе Де Сантисом и Пьетро Джерми. Но как творцы они несоединимы. Неореализм был порождением особой социально-политической ситуации, образовавшейся в Италии после войны. И возник в качестве новой правды о действительности. Однако нов был только для Италии. Неореализм как демократический реализм характерен почти для любой национальной культуры в период роста соответствующих настроений в обществе. Можно сказать, что неореалистическими произведениями были отдельные ленты Эриха Штрогейма, Чарльза Видора, Джона Форда, Жана Ренуара. Политическое кино Италии на рубеже 60-70-х годов - явление того же порядка. Поэтому неореализм не умер как таковой, хотя в виде определённого течения в итальянском кинематографе ограничился рамками примерно в восемь лет - с 1945-го по 1953-й.

Так всё-таки почему именно «Рим - открытый город» следует считать подлинным и, возможно, единственным фильмом в духе неореализма?! Потому что он более точно в художественном и идеологическом плане являл собой образец новой правды о действительности. Эпичен как документ борьбы Движения сопротивления, где действовали рядом католический священник Дон Пьетро Пеллегрини и коммунист-подпольщик Луиджи Феррари, пользовавшийся именем Джорджо Манфреди. И трагичен, будучи рассказом о несломленности человеческого духа, даже в том случае, когда кажется, что жизнь навсегда разбита (финальные сцены с Пиной в исполнении Анны Маньяни сразу же стали классикой кинематографа). Произведение Росселлини величественно в качестве фрески итальянской жизни в конце войны. И философично как история извечной борьбы добра со злом. Его герои не просто типичны, наподобие персонажей остальных неореалистических лент. Они - словно обобщающие символы. И в этом смысле - герои философской трагедии.

Сочетание показа реальной жизни с её философским и политическим обобщением всё-таки оказалось неподвластным для послевоенного итальянского неореализма. В этом проявилась его ограниченность. Политическое кино Италии спустя двадцать лет предприняло попытку такого же сопряжения, но это удалось немногим. Вновь прозорливым оказался Висконти со своими картинами «Гибель богов» и «Семейный портрет в интерьере», хотя их не считали строго политическими. Однако мало кто из нового поколения мог сравниться с этим постановщиком по глубине осмысления времени. Отчасти - Элио Петри с философско-политическими притчами. Безусловно, Бернардо Бертолуччи и братья Тавиани. Но знаменательно, что и данное направление практически изжило себя на исходе десятилетия своего существования. Видимо, кинематографические течения больше по сроку не живут.

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
© KM.RU, Алексей Белкин
Баку передал СК России доказательства убийства азербайджанцев на Урале
Когда приоритеты расставлены неверно
«Грязный след Тимура Иванова». Кто украл воду Донбасса?
Здание Госдумы РФ © KM.RU, Алексей Белкин
В Госдуме объяснили, как умерший депутат смог проголосовать 11 раз
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Gothminister «Pandemonium»
«США теряют китайских учёных, потому что включили их в стратегию угроз. Россия теряет своих потому, что не включила их ни во что»
Лидер «Монгол Шуудана» отказался поздравлять жену «Водкой без пива»
«Можно представить, каким страшным моральным поражением для России стал бы военный провал в Южной Осетии»
Техосмотр по-новому: как накануне выборов разозлить 40 миллионов граждан
Группа Ё feat. ЙОРШ «Вновь ты уходишь» (интернет-сингл)
Есть ЧО feat. Doodle «Телепорт» (интернет-сингл)
Будет ли применен Севастопольский способ прекращения эпидемий?
Чайф «35 лет. Полет нормальный» (CD + флешка)
Наконечный «После меня» (ЕР)
Франция против санитарной диктатуры – Макрон теряет контроль над полицией
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.