• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → ЧЕРНЫЙ ФИЛЬМ
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

ЧЕРНЫЙ ФИЛЬМ

ЧЕРНЫЙ ФИЛЬМ, термин «черный фильм» или «фильм нуар» (франц. film noir) был введен французскими критиками для обозначения стиля, приобретшего популярность в американском кино в середине 40-х годов. Для него были характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антагонистом, относительная реалистичность действия, темное освещением сцен, как правило, ночных и значительная степень женоненавистничества. Несмотря на узкие рамки этой стилистики, «черный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах.

Одним из предшественников этого направления был детектив Д. Хьюстона «Мальтийский сокол» (The Maltese Falcon, 1941), который ввел в американское кино тип жесткого, циничного героя и образ расчетливой, корыстной женщины, предающей его. И то, и другое резко контрастировало с жизнерадостными героями 30-х годов. К концу войны появился один из первых и лучших «черных фильмов» — «Двойная страховка» (Double Indemnity, 1944, Б. Уайлдера  ). Это был фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице, и был весьма жестким для того времени. Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставляли американцев посмотреть в лицо реальности.

«Черные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у таких авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя милая», Murder, My Sweet; 1944), Д. Хэмметт («Стеклянный ключ», The Glass Key; 1942), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды», The Postman Always Rings Twice; 1946), Э. Хэмингуэй («Убийцы», The Killers; 1946) и др. Их стилистика оказалась выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б»  , так как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э. Дж. Улмер («Автостоп», Detour; 1945) и Э. Дмитрик («Перекрестный огонь», Crossfire, 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтэуэя и др, приблизили Голливуд к реальной жизни.

В ряде случаев «черный фильм» обращался к канонам психологической драмы, отходя от условностей детектива: лучшие образцы такого рода — «Пленница» (Caught, 1948, М. Офюльса), «Двойная жизнь» (A Double Life, 1948, Д. Кьюкора), «В уединенном месте» (In a Lonely Place, 1950, Н. Рей). Изредка стилистика «черного фильма» проникала и в другие жанры, как в вестерне «Преследуемый» (Pursued, 1947, Р. Уолша).

Элементы этой стилистики перерабатывались американскими режиссерами более позднего периода («Печать зла», Touch of Evil, 1958, О. Уэллса, «Блейд-раннер», Blade Runner, 1982, Р. Скотт). Ее использовали французские режиссеры, такие, как Ф. Трюффо  («Стреляйте в пианиста», Tirez sur le pianiste, 1960), Ж.-П. Мельвиль («Самурай», Samourai, 1967), и др. Среди лучших современных образцов «черного фильма» в США — фильмы Д. Дала «Убей меня снова» (Kill Me Again, 1989), «К западу от Ред-Рока» (Red Rock West, 1992), «Последнее соблазнение» (The Last Seduction, 1993).

Петр Карцев

Теги: Киноискусство

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
Избранное
Плейлист Венкова «Вечная ночь»
Аймсори «Зависимость» (интернет-сингл)
«Ногу Свело!» сыграли единственный концерт отмененного по звонку тура
«Учусь заново ходить»: что стало с курсантом военной академии после прививки
«Дикая армия» Владимира Путина. Туристы с автоматом на шее
Советская вокальная школа победила на «Славянском базаре»
Ценностные конфликты – признак упадка интеллектуальной культуры
Animal ДжаZ «Шаг. Вдох» (переиздание)
Биртман «Джеки Чан» (интернет-сингл)
Премьера клипа. АРИЯ "Гордиев узел"
«Психопат» - образ в кино и реальность
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.