ДЕ ПАЛЬМА Брайан


Брайан ДЕ ПАЛЬМА. Архив ООО «Редакция «ВИДЕО-АСС»


Том Круз, Эмманюэль Беар в боевике Брайана де Пальма "Миссия невыполнима".
Архив ООО "Редакция "ВИДЕО-АСС"


Энди Гарсия, Кевин Костнер в приключенческом фильме Брайана Де Пальма "Неприкасаемые".
Архив ООО "Редакция "ВИДЕО-АСС"


Кадр из фильма Брайана Де Пальма "Кэрри".
Архив ООО "Редакция "ВИДЕО-АСС"

ДЕ ПАЛЬМА (De Palma) Брайан (р. 11 сентября 1940), американский режиссер, сценарист, продюсер.

Учился на физическом факультете Колумбийского университета. Увлекся театром, в возрасте 20 лет начал снимать короткометражки на пленке 16 мм, и уже в 1964 поставил первый полнометражный фильм «Свадебная вечеринка» (The Wedding Party), который, впрочем, вышел на экраны только пять лет спустя. Для этой картины, а также для сатирической дилогии «Приветствия» (Greetings, 1968, премия МКФ в Западном Берлине—69) и «Привет, мама!» (Hi, Mom!/Confessions of a Peeping John/Blue Manhattan, 1970) во всех трех снимался еще никому не известный актер Р. Де Ниро, а кроме того, для эксцентрической комедии «Мне надо знать твою слабину» (Get to Know your Rabbit, 1971) характерны поиски своей режиссерской манеры в рамках бурного обновления американского кинематографа эпохи молодежных бунтов. Однако почти случайный мотив ленты «Убийство а ля Мод» (Murder a la Mod, 1967) — кинематографист становится свидетелем убийства — позже наводит Де Пальму на мысль о том, что лучше всего он сможет реализовать свою страсть к кинематографическим экспериментам и новациям не в жанре комедии, а в сфере фильмов ужасов и триллеров, как это делал маэстро А. Хичкок.

После появления картин «Сестры» (Sisters, 1973), «Кэрри» (Carrie) и «Наваждение» (Obsession, 1976), «Ярость» (The Fury, 1978), «Одежда для убийства» (Dressed to Kill, 1980), «Прокол» (Blow Out, 1981) о Де Пальме не без основания заговорили как о подлинном «наследнике Хичкока». Немало режиссеров амбициозно претендовали на это почетное звание искусного создателя «саспенса», то есть атмосферы тревоги, нервного беспокойства, гнетущего ожидания, чаще всего разрешаемого при помощи неожиданно иронического остранения ситуации. Но каждый из них вскоре исчезал с кинонебосклона, не будучи в состоянии не просто подражать сюжетным ходам и внешним приемам Хичкока, а и перенять у него оригинальный стиль режиссерского мышления, смелые изыскания в области выразительных средств языка кино. Де Пальма как раз прославился не одним лишь умением изобретательно пугать зрителей, добиваться порой шокового эффекта воздействия (критики стали употреблять термины «чиллер» — приводящий в состояние озноба, «шокер» — повергающий в шок). Он смог позаимствовать главное у классика — вкус к чисто кинематографическому воплощению состояния страха, наваждения, ярости.

Один из французских критиков остроумно заметил, что для Де Пальмы «кинокамера — это примадонна». В каждом фильме режиссера камера действительно является главной персоной, своеобразным героем. И мастерски использован тот или иной кинематографический прием: показ одного убийства с трех разных точек зрения («Убийство а ля Мод»), одновременное развитие действия в двух половинках разделенного кадра («Сестры»), вертикальные и горизонтальные панорамы («Кэрри»), рапидные «трэвеллинги» («Ярость»), трансфокаторные съемки с изменением фокуса в кадре («Прокол»). В то же время очень большое значение имеет музыка, порождающая чувство озноба или «мурашек по коже». Чаще всего Де Пальма сотрудничал с композитором Пино Донаджо, а также использовал арии из опер великих итальянцев — Россини, Беллини, Доницетти.

Сохраняя страсть к занимательной интриге, необычному сюжету (среди персонажей — разделенные сиамские сестры-близнецы; подростки, обладающие экстрасенсорными способностями; сексуальные маньяки-убийцы), режиссер любит рассказывать истории в эффектной, барочной, оперной манере, выстраивая фильмы по законам музыкальных произведений (хотя самый музыкальный из них — «Призрак рая», Phantom of the Paradise, 1974 — менее удачен). Но, вскоре исчерпав стилистику триллеров, режиссер закономерно пришел к самопародии в картине «Подставное тело» (Body Double, 1984), правда, еще раз был вынужден обратиться к проверенному материалу в «Воспитании Каина» (Raising Cain, 1992) после того, как потерпел крупный провал его амбициозный проект новой сатиры «Костер тщеславия» (The Bonfire of the Vanities, 1990). Возможно, итальянское происхождение Де Пальмы сподвигло его на соперничество с Ф. Ф. Копполой при создании собственных гангстерских лент «Лицо со шрамом» (Scarface, 1983), «Неприкасаемые» (The Untouchables, 1987) и «Путь Карлито» (Carlito's Way, 1993), в которых он не забыл о своем пристрастии к впечатляющим кинематографическим изыскам — в иронически-пародийном ключе (сцена на вокзале в «Неприкасаемых» великолепно пародирует эпизод «Одесская лестница» из эйзенштейновского фильма «Броненосец «Потемкин») или в упорном творческом споре (погоня по улице и в метро в «Пути Карлито», пожалуй, затмевает лучшие образцы подобных сцен, например, во «Французском связном» У. Фридкина).

Одновременно Де Пальма обратился к серьезной военной драме, сняв, возможно, свою лучшую работу «Военные потери» (Casualties of War, 1989), более беспощадную в анализе «вьетнамского синдрома», нежели «Охотник на оленей» М. Чимино и «Апокалипсис сегодня» Ф. Ф. Копполы. К сожалению, в последние годы, особенно после громкого успеха приключенческого шпионского боевика «Миссия невыполнима»/«Невыполнимое задание» (Mission: Impossible, 1996), Де Пальма склонен не только к коммерциализации, но и к укрощению своих художественных претензий, а его фирменные кинематографические находки (например, преследование поезда на вертолете) в этом плане выглядят чересчур искусственными.

Сергей Кудрявцев

1962 Wotan's Wake режиссер
1967 Убийство а ля Мод / Murder А La Mod режиссер, сценарист, монтажер
1968 Приветствия / Greetings режиссер, сценарист, монтажер
1969 Свадебная вечеринка / The Wedding Party сопродюсер, соавтор сценария, сомонтажер
1970 Дионисий в 1969 году / Dionysus In 69 режиссер, монтажер, оператор
1970 Привет, мама! / Hi, Mom!/Confessions Of A Peeping John/Blue Manhattan режиссер, соавтор сюжета
1971 Мне надо знать твою слабину / Get To Know Your Rabbit режиссер
1973 Сестры / Sisters режиссер, сюжет
1974 Призрак рая / Phantom Of The Paradise режиссер, сценарист
1976 Кэрри / Carrie режиссер
1976 Наваждение / Obsession режиссер, соавтор сюжета
1978 Ярость / The Fury режиссер
1979 Домашнее кино / Home Movies/The Maestro сопродюсер, режиссер, сюжет
1980 Одежда для убийства / Dressed To Kill режиссер, сценарист
1981 Прокол / Blow Out режиссер, сценарист
1983 The First Time (TV Movie) творческий консультант
1983 Лицо со шрамом / Scarface режиссер
1984 Подставное тело / Body Double продюсер, режиссер, сюжет
1986 Братва / Wise Guys режиссер
1987 Неприкасаемые / The Untouchables режиссер
1988 The Great O'Grady исполнитель
1989 Военные потери / Casualties Of War режиссер
1990 Костер тщеславия / The Bonfire Of The Vanities продюсер, режиссер, исполнитель 1992 Воспитание Каина / Raising Cain сценарий
1993 Путь Карлито / Carlito's Way режиссер
1994 Rotwang исполнитель
1996 Миссия невыполнима / Mission: Impossible режиссер
1998 Falling Sky режиссер
1998 Snake Eyes режиссер, сюжет, продюсер
2000 Mission To Mars / Миссия на Марс режиссер
2002 Femme Fatale / Роковая женщина режиссер, сценарий, продюсер


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.