• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ ОБЛОМОВА
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги

НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ ОБЛОМОВА


Постер фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».

© КВО «Крупный план».

 

НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ И.И.ОБЛОМОВА, СССР, Мосфильм, 1979, цв., 143 мин. Драма.

Михалков словно доказывал экранизацией Гончарова, что герой книги неизведан и непонят, хоть имя его стало нарицательным. Картина — своего рода бунт против расхожего представления о гончаровском Обломове — патологическом бездельнике, и против трактовки его Н. А. Добролюбовым как жертвы крепостничества, воспитавшего в нем неспособность трудиться и непонимание реального мира. В хрестоматийно известной статье «Что такое обломовщина?» критик поставил гончаровский образ в один ряд с «лишними людьми» русской литературы — с Онегиным, Печориным, Бельтовым, Рудиным, усматривая в нем вырождение и дискредитацию «лишнего человека». Герой фильма — не Обломов в расхожем представлении, не добролюбовский «лишний человек»; на него будто наслоились явления культуры — и отечественной, и европейской, возникшие после публикации романа, порой — вообще злободневные. Михалков открещивался в печатных выступлениях от добролюбовской традиции, «переводя стрелку» на иной курс: «нам хотелось.. повести разговор не об опасности обломовщины, а об опасности.. штольцевщины, о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность». Отторжение «штольцевщины» — отзвук публицистики советских 1970-х; тогда в искусстве появляется череда не «лишних», а «деловых» людей, чувствующих в себе способность руководить и налаживающих производство на каком-либо отсталом предприятии. В критической полемике вокруг новых менеджеров порой мелькало звучавшее с осуждением имя Штольца — вроде бы их предтечи. Другое, более существенное «наслоение» предоставил фрейдов психоанализ: в основе «невытесненной, «несожранной» духовности героя картины лежит Эдипов комплекс — мощный, бережно в душе хранимый. Мать в фильме — не просто родительница, но объект страстного сыновнего обожания: она лучезарна, всегда окружена световым ореолом, а в исполнении Евгении Глушенко впрямь подкупающе притягательна. По «сценарию» Эдипова комплекса сын, выросши, переносит на возлюбленных чувства, которые питал к матери. Некое соответствие «сценарию» проглядывает еще у Гончарова: поселившись у Пшеницыной, Илья Ильич вдруг вспоминает зимний вечер в родительском доме, мать, вяжущую под лампой, отца, расхаживающего по гостиной, — для Обломова, говорится в романе, «настоящее и прошлое слились и перемешались». Виновница «слияния» настоящего с прошлым в фильме — не вдова, но Ольга Ильинская. Любовное объяснение героя с нею происходит в грозу: ослепительные вспышки молний будто подхватывают и продолжают разряды человеческих страстей. В сцену специально вкраплен «детский» кадр: юный Илюша стоит возле молящейся матери и на него падает ясный, нежный блик солнечного света. Параллелизм объяснения и светоносной грозы побуждает видеть в Ольге нечто идеальное, способное занять пустующее место матери. Вскоре Илья Ильич прозревает в Ильинской рядовую петербургскую барышню и охладевает. В финале стремление к олицетворенному матерью идеалу начинается как бы по второму кругу: воспитывающийся у Штольца сын Обломова бежит встречать Пшеницыну; с каждым новым кадром простор распахивается все шире, фигурка малыша теряется в нем; над бескрайностью трепетно звенит радостный крик: «маменька!». Масштабность пространства делает эпизод символичным. Детство в фильме — лучезарная пора; ее благодатность предопределена матерью, существование людей есть неизбывное стремление к той, с годами меркнущей лучезарности.

В ролях: Олег Табаков, Юрий Богатырев, Андрюша Разумовский, Олег Козлов, Андрей Попов, Елена Соловей, Авангард Леонтьев, Елена Клещевская, Галина Шостко, Глеб Стриженов, Евгений Стеблов, Евгения Глушенко, Николай Пастухов, Федор Стуков, Любовь Соколова, Эрнст Романов, Олег Басилашвили.

Режиссер: Никита Михалков. Авторы сценария: Александр Адабашьян, Никита Михалков. Оператор: Павел Лебешев. Художники-постановщики: Александр Адабашьян, Александр Самулекин. Композитор: Эдуард Артемьев. Используемая музыка: Винченцо Беллини, Сергей Рахманинов. Звукорежиссер: Валентин Бобровский. Монтаж: Элеонора Праксина.

Премия «Золотой щит Оксфорда» за лучшую режиссуру (Н.Михалков), а также были отмечены оператор П.Лебешев, актер О.Табаков, актриса Е.Соловей МКФ в Оксфорде-80; Первый приз фильму Международная неделя авторских фильмов в Малаге-82 (Испания); Национальным советом кинокритиков США признан лучшим иностранным фильмом 1981 года.

Теги: Драмы | Мосфильм | Отечественные фильмы

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0
Сообщить об ошибке на info@corp.km.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Конституция
Запрет на тунеядство могут закрепить в Конституции РФ
«В нашей стране, которая ставит себя в пример Западу, паразитирует прослойка, играющая на человеческих пороках и собирающая богатую дань в соцсетях»
Эрдоган отказался признавать присоединение Крыма к России
12 апреля 1961 года - выдающееся достижение Советского Союза
Избранное
«После того как царская власть предпочла диалогу с народом свинец и репрессии, всем стало ясно, что её падение – лишь вопрос времени»
История трагической гибели студентов на перевале Дятлова
Вячеслав Рудников: «Московский судья Евгений Пахомов вольно или невольно сыграл решающую роль в хищении группой Александра Клячина активов стоимостью почти 3 миллиарда рублей». Подробная схема
«Новые дикари. Ещё недавно, почти вчера, умение писать было базой всякого образования»
Наращивание волос
«Алчность ростовщиков приводит к тому, что заветы прошлого не соблюдаются. Даже там, где проценты запрещены, они существуют. Кого при этом пытаются обмануть?»
Некоторые любят покрепче
Сергей Черняховский. Советы для Лукашенко
Увеличится ли ваш вес после отказа от курения
«Черный Обелиск», 11 апреля – Москва, клуб Pravda
Питание для роста мышц