• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → ПАЦАНЫ
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги

ПАЦАНЫ


Кадр из фильма «ПАЦАНЫ». Архив редакции журнала «Искусство Кино»

«ПАЦАНЫ», СССР, Ленфильм, 1983, цв., 97 мин.

Психологическая мелодрама.

Этот фильм тревожит, задевает за живое. Ведь то, о чем в нем речь, касается всех. Дети. «Трудные» дети страны. Все здесь и проблема, и забота. И — боль. Такой материал. О нем что ни скажи, все кажется частичным, неполным, противоречивым, наконец, спорным. Даже тогда, когда говорить берется такой искренний и, безусловно, талантливый человек, как Динара Асанова, к началу 1980-х уже завоевавшая признание как раз картинами об отцах и детях.

Чем берет картина в первый момент встречи с ней? Достоверностью. Принципиальным стремлением к ней. Профессиональные актеры в картине упрятаны в эпизоды (Е. Васильева, З. Гердт), а пацанов играют пацаны. И создателям картины пришлось повозиться с ними на съемках. Так что за кадром осталось, может быть, гораздо больше, чем в рамке экрана. Например, сам процесс общения Д. Асановой с ребятами.

Стремление быть в границах строго документального рассказа заставило авторов строить фильм как репортаж, куда (в духе жанра) входят волнующе интересные фрагменты интервью с пацанами. Репортажный стиль породил и известную фрагментарность повествования, которая иногда раздражает зрителя, привыкшего к плавности кинорассказа. Фильм пульсирует. Значит, что-то в нем живое бьется.

Но главное, конечно, — лица. Лица пацанов. Вот в этом случае кино как раз и демонстрирует, на что оно способно. Неподдельность этих лиц убеждает. В их глазах недетская тяжелая серьезность. У Киреева (артист А. Зыков), например, которого в самом начале фильма мы видим чуть ли не на скамье подсудимых. А вот и знакомое лицо — паренек, которого зритель уже видел в фильме М. Ордовского «Случайные пассажиры» (1978). Саша Харашкевич. Бывший детдомовец. Он, конечно, повзрослел. А в глазах — все то же. Трудно дается им сиротство. Вот чем они больны, эти дети. Непосильной взрослой мудростью от сиротства, отсутствием родительской заботы — в самом широком смысле этого слова. Ведь за них отвечает и каждый в отдельности и все общество в целом! Опыт взрослых — их почва, их фундамент. Как просто кажется. А смотришь — и видишь: будто бы за пределами вырастали эти дети, герои фильма «Пацаны».

«Ампутированные» родители. Без наркоза. И вот за родительскую безответственность общества должен нести ответ один. В фильме это начальник спортивно-трудового лагеря Павел Антонов, оставивший все возможные блага и отдавший себя подросткам до конца. Роль его исполняет сценарист и режиссер В. Приемыхов. Во всем, что делает, как смотрит, как говорит Приемыхов в кадре — неподдельная заинтересованность в этих мальчишках. Видно, что тот, кто стал для ребят общим отцом взамен тех, «ампутированных», платит за свое отцовство сердцем. Жизнью. И если пятнадцатилетний Киреев, украв ракетницу, бежит в город, чтобы отомстить своему, так сказать, кровному отцу за покалеченные и свою, и сестренкину души, то это будет, если не остановить Киреева, выстрел и в Антонова, в его сердце.

Есть в картине Динары Асановой и то, что поселяет в душу сомнение, заставляет тревожиться, может быть, и больше, и по-иному. Человек (и большой, и маленький) обречен жить среди других людей, и именно там его место — среди неисчислимого количества мыслей, поступков, влияний. В «Пацанах» же, в известном смысле, человеческое многоголосие выведено «за скобки» жизни спортивно-трудового лагеря. Правда, пацаны попадают в конфликтные ситуации и за пределами лагеря. Но это — эпизоды. Они быстротекучи. В них нет многолюдной тесноты, в которой и складывается, как ни верти, человеческая судьба. Лагерь, в котором живут пацаны, — лесной оазис, и это обстоятельство вносит в документальный стиль картины некий оттенок утопичности. Она-то и заявляет о себе в финале ленты.

А в финале весь лагерь (и плохие, и хорошие) в едином порыве во главе со своим Пашей бежит, чтобы успеть перехватить, остановить, спасти Киреева от покушения на жизнь отца. Из сурового, почти документального повествования рождается высокая романтическая нота финала, усиленная пронзительной песней Ю. Большакова «Я подозвал коня. » Это открытое, отчаянное обращение к сердцам зрителей. Документализм отступает, в полные права вступает утопия, благая утопичность настоящего художества, без которой вынести такой груз беды невозможно человеческой душе.

 

В ролях: Валерий Приемыхов, Андрей Зыков, Ольга Машная, Екатерина Васильева, Зиновий Гердт, Марина Левтова, Сергей Наумов, Евгений Никитин, Александр Харашкевич, Алексей Полуян, Александр Совков, Владимир Гусев, Виктор Михеев, Юлиан Груздев, Юрий Мороз, Ирина Соколова.

Режиссер: Динара Асанова.

Автор сценария: Юрий Клепиков.

Оператор: Юрий Векслер.

Художники-постановщики: Наталья Васильева, Владимир Светозаров.

Композиторы: Виктор Кисин, Виталий Черницкий.

Текст песен: Виктор Большаков.

Звукорежиссер: Алиакпер Гасан-заде.

Монтаж: Тамара Липартия.

Государственная премия СССР (1985); Главный приз по разделу фильмов для детей и юношества ВКФ-84 в Киеве; Приз жюри Всесоюзная неделя фильмов для детей в Алма-Ате-84; Премии имени Ф.Дзержинского (1984, удостоены режиссер Д.Асанова и драматург Ю.Клепиков); Премия фильму и приз за лучшую мужскую роль (В.Приемыхов) МКФ молодых кинематографистов соц. стран в Кошалине-84.

Теги: Ленфильм | Мелодрамы | Отечественные фильмы

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0
Сообщить об ошибке на info@corp.km.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
© KM.RU, Артем Чернов
Стало известно о намерении ДНР попроситься в Россию
«Действия Турции показывают, что она перестает быть не только партнером, но даже попутчиком России»
«Из "партнеров" американцы официально превратились в "противников"»
Сергей Черняховский. День, когда Честный Эйб впервые призвал войска. 160 лет назад в США началась Гражданская война
Избранное
«Иллюзия ценности высшего образования растаяла»: российским вузам предрекли медленную смерть
Как на Западе оценивают возможный отказ РФ от достройки газопровода «Северный поток-2»: обзор вариантов
«Калинов мост», 3 апреля, ДК им. Горбунова
Сергей Черняховский. Минск: вспоминая Прагу. Кто спас ЧССР от Гражданской войны
Как лечить косолапость у детей?
Классические коньки для отдыха: выбор, уход, хранение
Чистка брусчатки: лучшие методы
Истерия с коронавирусом обрекает на смерть онкобольных и сердечников
Погодные условия не помеха: в российской армии проходят занятия по боевой подготовке
Сергей Бобунец, 19 марта, «SHERWOOD IRISH PUB»
Основы рационального питания