СКОРСЕЗЕ Мартин


Мартин СКОРСЕЗЕ. Архив ООО «Редакция «ВИДЕО-АСС»


Роберт Де Ниро, исполнитель главной роли в фильме Мартина Скорсезе "Нью-Йорк, Нью-Йорк".
Архив ООО "Редакция "ВИДЕО-АСС"


Исполнитель главной роли в фильме Мартина Скорсезе "Цвет денег" Пол Ньюмен.
Архив ООО "Редакция "ВИДЕО-АСС"


Роберт Де Ниро в главной роли в триллере Мартина Скорсезе "Мыс страха".
Архив ООО "Редакция "ВИДЕО-АСС"


Уиллем Дэфо сыграл главную роль в фильме Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа".
Архив ООО "Редакция "ВИДЕО-АСС"


Уинона Райдер и Дэниэл Дей-Льюис в кинокартине Мартина Скорсезе "Эпоха невинности".
Архив ООО "Редакция "ВИДЕО-АСС"

СКОРСЕЗЕ (Scorsese) Мартин (р. 17. 11. 1942), американский режиссер, сценарист, актер.

По происхождению итальянец. Его имя связано с «Новым Голливудом». Идеологи этого направления, Ф. Ф. Коппола, Д. Лукас, С. Спилберг, поставили целью, во-первых, преодолеть разрыв между фильмом и аудиторией и, во-вторых, ввести американское кино в контекст европейских эстетических поисков, обусловленных развитием французской «новой волны», авторского кино Ф. Феллини, М. Антониони, Л. Висконти. Скорсезе и стал тем режиссером, который последовательно развивал жанровую культуру «старого» Голливуда применительно к новейшим европейским веяниям. Поэтому его ранние ленты соединяют авторскую рефлексию, но утверждают и экспрессивную непосредственность.

В этом направлении он работает в первый период своего творчества, — с конца 1960-х годов, когда появляются его ранние опыты — «Кто стучится в дверь ко мне» (1969) и «Берта по прозвищу «товарный вагон» (1972), но очень скоро герой перестает быть только «вторым я» автора, — его взгляд уже не совпадает с точкой зрения камеры, мечущейся между неукрощенным порывом и академическим цитированием. Главные ленты Скорсезе этого времени, сделавшие его одной из крупнейших фигур современного кино, «Злые улицы» (1973), «Алиса здесь больше не живет» (1974) и, наконец, «Таксист» (Гран-При МКФ в Канне 1976 — это традиционные голливудские жанры: гангстерский фильм, фильм дороги, «черный фильм», где отчетливо чувствуется разрыв между предметом и темой. В «Злых улицах», картине во многом автобиографической, рассказывается о черных парнях, живущих в итальянском квартале Нью-Йорка. Являющиеся порождением свободы 1960-х годов, они уже воплощены в жизнь и приелись, стали новым бытом, где ты либо респектабельный гангстер, либо обычный владелец бара. Режиссер мастерски показывает водоворот уличной жизни, с непрерывными перестрелками, мордобоем, заемом и перезаемом денег, домашними заботами и прочим — как будто героям все время приходят на ум ситуации из гангстерских фильмов, но некогда принять позу: постоянно меняется мизансцена.

В фильме дороги «Алиса здесь больше не живет» дорога все время обрывается — героиня, внезапно потеряв мужа, пытается с маленьким сыном на руках воплотить мечту юности — стать певицей, — она ищет убежище, в том числе и в новой семье, а уж с призванием, как получится. Хэппи энд был горек, хотя режиссера и упрекали в уступках Голливуду. И только «Таксист», история бывшего военнослужащего Трэвиса Бакля (опять Де Ниро), который пошел после Вьетнама работать в такси, а потом решил бороться с преступной нечистью от имени правительства США, показала меру зрелости постановщика.

Завоевав европейскую известность, режиссер, вплоть до конца 1980-х годов, с переменным успехом пробует вписаться в американские условия. Он снимает исторический мюзикл «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1977), потом «Разъяренный бык» (1980), фильм-исследование человеческого одиночества и агрессии в ответ на него. Далее следует сатира на масс-медиа «Король комедии» (1982), оригинальная, но чуть суховатая «черная» комедия «После работы» (1985) и самая большая коммерческая удача — фильм «Цвет денег» (1986).

Все это время он обдумывает и наконец воплощает наиболее скандальную свою ленту «Последнее искушение Христа» (1988) по роману Никоса Казандзакиса, где вновь задается вопросом, уже мучившим героя «Злых улиц»: можно ли выбрать добро, но избежать жертвы? Для верующего католика Скорсезе была шоком обструкция, устроенная ему международной «общественностью». И в 1990-е годы он начинает как бы пересматривать собственное творчество, превращаясь в холодного желчного наблюдателя, при том, что изображение достигает невероятной красоты, но из него изгоняется шероховатая грубость реальности. Из мира изымается религиозный вектор, и остается лишь страх наказания, как в «Своих ребятах» (1990), экранной версии документальной книги о гангстерах. А в «Мысе страха» (1992), римейке одноименной ленты Джека Ли Томпсона, режиссер блестяще соединяет атмосферу триллера с развенчанием традиционного морализма добропорядочных граждан, готовых ради наказания Зла идти на еще большее зло.

В фильме «Век невинности» (1993) по роману Эдит Уортон режиссер вообще уходит в стилизованное изображение светских ритуалов, заменивших для американцев второй половины 19 века реальную жизнь. В 1995 вышел его фильм «Казино», посвященный игорному бизнесу в Лас-Вегасе. В 1997 Скорсезе снял картину «Кундун». В 1999 на экраны вышел мрачный триллер «Воскрешая мертвецов» (Bringing Out the Dead) с Николасом Кейджем в роли парамедика, страдающего паранойей. Все чаще Скорсезе выступает в качестве продюсера на картинах других режиссеров.

Андрей Шемякин

1959 VESUVIUS VI режиссер
1963 WHAT'S A NICE GIRL LIKE YOU DOING IN A PLACE LIKE THIS? режиссер, сценарий
1964 IT'S NOT JUST YOU, MURRAY! режиссер, сценарий
1967 BIG SHAVE, THE ДРУГОЕ НАЗВАНИЕ BIG SHAVE.. OR, VIET '67, THE режиссер, сценарий
1968 WHO'S THAT KNOCKING AT MY DOOR? ДРУГОЕ НАЗВАНИЕ I CALL FIRST режиссер, сценарий
1969 OBSESSIONS сценарий
1970 STREET SCENES режиссер
1972 BOXCAR BERTHA режиссер
1973 MEAN STREETS режиссер
1973 BADGE 373 режиссер
1974 ALICE DOESN'T LIVE HERE ANYMORE режиссер, сюжет
1974 ITALIANAMERICAN режиссер
1976 TAXI DRIVER режиссер
1977 NEW YORK, NEW YORK режиссер
1978 AMERICAN BOY: A PROFILE OF: STEVEN PRINCE ДРУГОЕ НАЗВАНИЕ AMERICAN BOY режиссер
1978 LAST WALTZ, THE режиссер
1980 RAGING BULL режиссер
1983 KING OF COMEDY, THE исполнитель, режиссер
1985 AFTER HOURS режиссер
1985 AMAZING STORIES TV SERIES (EPISODE «MIRROR, MIRROR») режиссер
1986 COLOR OF MONEY, THE режиссер
1987 BAD (V) режиссер
1988 LAST TEMPTATION OF CHRIST, THE режиссер
1989 NEW YORK STORIES режиссер
1990 GOODFELLAS режиссер, сценарий
1990 GRIFTERS, THE продюсер
1990 MADE IN MILAN режиссер
1991 CAPE FEAR режиссер
1993 MAD DOG AND GLORY продюсер
1993 AGE OF INNOCENCE, THE режиссер, сценарий
1995 PERSONAL JOURNEY WITH MARTIN SCORSESE THROUGH AMERICAN MOVIES, A (TV) режиссер
1995 CLOCKERS продюсер
1995 CASINO режиссер, сценарий
1997 KUNDUN режиссер
1998 HIo Country, The — продюсер
1998 ONE VISION исполнитель
1999 BRINGING OUT THE DEAD режиссер
1999 DOLCE CINEMA, IL (TV) режиссер, сценарий
2001 GANGS OF NEW YORK режиссер, сценарий, продюсер
2002 Blues, The (mini) TV Series режиссер


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.