«СВЕТЛЫЙ ПУТЬ», СССР, Мосфильм, 1940, ч/б, 101 мин.
Музыкальная комедия.
Фильм Г. Александрова — отклик на организованное государством во второй половине 1930-х годов стахановское движение в СССР. Пьеса В. Ардова с симптоматичным названием «Золушка» обернулась на экране музыкальной героической комедией-сказкой о необыкновенных для трудового человека возможностях в стране Советов, что нашло отражение в новом названии предложенном товарищем Сталиным, — «Светлый путь».
Героиня Любови Орловой проделывает гораздо более блистательный путь, нежели ее предшественница из «Веселых ребят», хотя обе начинают в буквальном смысле от печки. Таня Морозова волшебным образом из домработницы вырастает в известную стахановку, а затем и в инженера текстильной фабрики. И, как в сказке же, получает своего принца в виде артиста Евгения Самойлова, сыгравшего роль инженера Алексея Николаевича Лебедева. Наконец, и самая высокая награда — она избирается депутатом Верховного Совета, едет в Москву.
Собственно комедийной интриги в фильме нет, но есть утопический оптимизм сказки, свойственный почти всем картинам Александрова и органически присущий советскому кино 1930-х годов. Не случайно киноведы именовали такого рода произведения Александрова «жизнеутверждающими комедиями».Сказочность в картине «Светлый путь» не противостоит суровой прозаической действительности. Напротив, кинолента утверждала волшебство, чудесность самой советской реальности.
Кто же тот волшебник, который помогает простым советским домработницам из золушек превращаться в передовых людей страны, стахановок и народных избранниц? В фильме это секретарь парткома Мария Сергеевна (артистка Е. Тяпкина), сыгравшая главную роль в росте и формировании Тани. Но и сама Таня Морозова борется с пережитками прошлого в себе. Главным образом, с неграмотностью, отчужденностью от жизни больших производственных коллективов. Тема внутренней борьбы героини отражается в контрапункте музыкальных мотивов неуверенности и убежденности в победе над собой. Из борьбы мотивов рождается знаменитый «Марш энтузиастов» Дунаевского и д'Актиля.
Так закрепляется грандиозность роста простого человека вместе со всей страной. Оттачивается и сталинский монументальный стиль, названный в кино — Большим. Его ярким представителем был Григорий Александров. Финал «Светлого пути» целиком выполнен в эстетике Большого стиля. Центральный образ здесь — ВДНХ: монумент «Рабочий и колхозница» скульптора Мухиной, красавцы-павильоны. А в эпизод полета на автомобиле оператор Б. Горбачев одним из первых использовал прием комбинированной съемки «блуждающая маска».
В ролях: Любовь Орлова, Евгений Самойлов, Елена Тяпкина, Владимир Володин, Осип Абдулов, Николай Коновалов, Анастасия Зуева, Рина Зеленая, Павел Оленев, Вера Алтайская, Ф. Селезнев, В. Житкова, Н. Федосюк, Александра Терехина.
Режиссер: Григорий Александров.
Автор сценария: Виктор Ардов.
Операторы: Борис Петров, Борис Горбачев.
Художник-постановщик: Борис Кноблок.
Композитор: Исаак Дунаевский.
Текст песен: А. д'Актиль, Михаил Вольпин.
Звукорежиссеры: Валерий Попов, Николай Тимарцев.
Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий