ТОДОРОВСКИЙ Петр Ефимович


Геннадий Назаров, Андрей Ильин, Денис Константинов в фильме Петра Тодоровского "Какая чудная игра".
Архив Кармен


Кадр из фильма Петра Тодоровского "Какая чудная игра". В центре - Елена Яковлева.
Архив Кармен


Главные роли в фильме Петра Тодоровского "Городской романс" исполнили Марина Леонидова и Евгений Киндинов.
Архив редакции журнала "Искусство Кино"


На съемках фильма "Анкор, еще анкор!": кинорежиссер Петр Тодоровский с актрисой Еленой Яковлевой.
Архив М. Ф. Сегиды


Александр Пашутин и Елена Яковлева в фильме Петра Тодоровского "Анкор, еще анкор!".
Архив редакции журнала "Искусство кино"


Петр ТОДОРОВСКИЙ. Архив ТОО «Агенство Люмьер»

ТОДОРОВСКИЙ Петр Ефимович (26.08.1925, город Бобринец, Кировоградская область, Украина - 24.05.2013, Москва), режиссер, сценарист, актер, оператор, композитор.

Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1967); Народный артист РСФСР (1985); Лауреат премии «Золотой Овен» (1995, за гуманизм творчества); Лауреат Государственной премии РФ (1996, за фильмы «Военно-полевой роман», «Анкор, еще Анкор!» и «Какая чудная игра»); За выдающийся вклад в отечественный кинематограф награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» (1996) и Почетным призом Президента России (2000), орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000).

Учился в Саратовском пехотном училище, окончил операторский факультет ВГИКа (1954, мастерская Б.Волчека).

Режиссер принадлежит к славному военному поколению наших кинематографистов. Как у Григория Чухрая, Владимира Басова, Юрия Озерова, Василия Ордынского, Станислава Ростоцкого, и у него в начале жизни была война, пехотное училище, фронт, три года в армии после Победы. В кино начинал как оператор. Многим своим сверстникам режиссерам помог снять «их кино». Например, Марлену Хуциеву «Весну на Заречной улице» и «Два Федора». Затем самоучкой пришел в режиссуру, чтобы снимать «свое кино».

И тут в нем открылись многие дарования: драматурга, композитора, а, главное, режиссера. И сразу определилось творческого лица необщее выражение: лиризм, мягкий юмор, смех, оттененный печалью, мужественный сдержанный драматизм, скромная поэтичность. Он проявил редкое умение работать на стыке жанров и делать человечное, доброе, «про жизнь», по-настоящему зрительское кино.

Это могла быть лирическая комедия — «По главной улице с оркестром» или «Любимая женщина механика Гаврилова». Могла быть мелодрама — «Последняя жертва». Могла быть грустная притча — «Фокусник». И всегда это был жанр с поправкой на неповторимую режиссерскую индивидуальность Петра Тодоровского. Даже авантюрная мелодрама «Интердевочка», первый отечественный фильм о валютной проститутке, вопреки материалу, сохранил милосердие и чистоту художнического взгляда.

С особой силой звучит его авторский голос в фильмах, обращенных к судьбе военного поколения. Они настолько же отображают биографию многих других, насколько и его собственную. Таким был его режиссерский дебют, фильм 1960-х годов «Верность», который сегодня он сам сурово называет «детским лепетом». Действительно, в 1980-е и 1990-е годы в фильмах этого цикла прибавилось горечи, жесткости, драматизма. Спали нецензурные путы, а главное, старше, мудрее стал сам режиссер. Теперь он яснее видит и глубже понимает трагедию своего поколения, у которого в социальном и политическом плане украли победу оплаченную такой невыносимой ценой. Оккупировав Европу, их силами; цинично презрев свои обязательства перед миллионами военнопленных и инвалидов. Но нравственно победу у лучших из них украсть не смогли. Она вошла в их дух, плоть, кровь. Благодаря Марлену Хуциеву, экран запечатлел и сохранил образ одного из них — Петра Тодоровского («Был месяц май»).

1940-е — начало 1950-х наша недалекая, но все более и более удаляющаяся от нас история. В трилогии Петра Тодоровского: «Военно-полевой роман» (1983) — «Анкор, еще анкор» (1992) — «Какая чудная игра» (1995) — мы заново переживаем ее. Ни любви, ни свободы, ни самой жизни — здесь победитель не получает ничего. Кроме нашего уважения, любви, жгучего чувства вины и долга, который уже не оплатить.

А судьба наградила Петра Тодоровского именно в День победы, подарив ему сына.

1956 Весна на Заречной улице оператор
1956 Моя дочь оператор
1958 Два Федора оператор
1959 Жажда оператор
1960 Сильнее урагана музыка песен
1962 Никогда режиссер, оператор
1965 Верность автор сценария, режиссер
1965 Над нами Южный крест музыка песен
1965 Рабочий поселок вокал
1967 Фокусник режиссер
1969 Если есть паруса худ.рук.
1970 Был месяц май актер
1970 Городской романс режиссер, автор сценария
1973 Своя земля режиссер
1974 Вылет задерживается вокал
1974 Есть у меня друг худ.рук.
1975 Последняя жертва режиссер, автор сценария
1977 Трясина («Нетипичная история») актер
1978 В день праздника автор сценария, режиссер
1981 Любимая женщина механика Гаврилова режиссер
1983 Военно-полевой роман композитор, режиссер, автор сценария
1986 По главной улице с оркестром режиссер, используемая музыка, автор сценария
1989 Интердевочка композитор, режиссер
1992 Анкор, еще анкор! автор сценария, режиссер, композитор
1992 Один худ.рук.
1992 Тень мальчика худ.рук.
1993 Стрейнджер худ.рук.
1995 Какая чудная игра режиссер, композитор, автор сценария
1998 Ретро втроем музыка песен, автор сценария, режиссер, композитор
1999 Пришельцам новым используемая музыка
2001 Праздник композитор
2002 Жизнь забавами полна режиссер, автор сценария


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>


Загрузка...

]]>
]]>






]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.
Организации, запрещенные на территории Российской Федерации