ВЕРТИНСКИЙ Александр Николаевич

Портрет

ВЕРТИНСКИЙ Александр Николаевич (22 марта 1889, Киев — 21 мая 1957, Ленинград), российский актер. Лауреат Гос. премии СССР (1951 — за участие в фильме «Заговор обреченных»).

Актер театра и кино, автор (поэт, композитор) и исполнитель романсов и песен. С 1915 — на эстраде, в кино — с 1912 года («Чем люди живы»). Автор сценариев ряда немых фильмов. В 1919 эмигрировал, концертировал в Польше, Румынии, Германии, Франции, Англии, Китае, США и других странах. Вернувшись на родину в 1943 году, выступал на эстраде (только в дуэте с пианистом Михаилом Брохесом за 14 лет дал более 4000 концертов).

Артист эстрады, поэт и композитор Александр Николаевич Вертинский впервые оказался перед кинокамерой еще до революции. По общему мнению, кино в те годы было низким развлечением, балаганом, но заработать на съемках можно было неплохо. Деньги привели в кинематограф и Вертинского. Сын Льва Толстого Илья снимал фильм по рассказу отца «Чем люди живы?» и искал исполнителя на роль Ангела. Он должен был голым упасть «с небес» в снег и уйти вдаль. Никто не соглашался на это, а Вертинский из озорства согласился. Уже после съемки все газеты писали о дебюте в кино известного певца. В годы становления русского кинематографа Вертинский снялся в 12 фильмах и еще в 5 — по возвращении из эмиграции. Неподдельным аристократизмом, благородством, величием отличались поздние работы актера в кино. Одно только его появление в кадре создавало необходимый эффект, желаемую атмосферу.

Жена Вертинского Лидия Владимировна, актриса и художник, дебютировала в кино в роли сказочной птицы Феникс в фильме «Садко». Ее будто неземная, таинственная, тонко «выточенная» внешность привлекала и в дальнейшем режиссеров сказочных фильмов. В «Новых приключениях Кота в сапогах» она была очаровательной колдуньей, а в «Королевстве кривых зеркал» — злобной придворной дамой. Дворянское происхождение Лидии Вертинской позволило ей с блеском сыграть роль Герцогини в «Дон Кихоте».

Дочери Вертинских появились на экране одновременно и покорили зрителей своей красотой, нестандартностью и внешней, и внутренней. Марианна прославилась в образах современниц. Их отличали мягкий лиризм, женственность, поэтичность. Марианна была необычайно популярна в 60-е годы, но в дальнейшем ничего достойного в кино так и не сыграла, оставаясь тем не менее ведущей актрисой театра им. Вахтангова. Анастасии предлагали в основном роли классические: в 16 лет она сыграла Ассоль, в 20 — Офелию, затем Лизу Болконскую, Кити. В умелых режиссерских руках ее внешние данные использовались поразительно. В дальнейшем Анастасия Вертинская показала себя зрелым мастером, способным точно очертить характеры героинь, уделить внимание деталям, ей присущи тонкая ироничность и лиризм, а также выразительная пластичность рисунка. В 1986 Вертинская снялась в роли Герцогини в новой версии «Дон Кихота», что было символично.

1950 Заговор обреченных актер
1953 Великий воин Албании Скандербег актер
1954 Анна на шее актер
1955 Пламя гнева актер
1956 Кровавый рассвет актер
1969 Гори гори моя звезда музыка песен
1993 Если бы знать. . . используемая музыка


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.